8 (499) 519-02-81
Москва, Ленинский пр., дом 9

О том, как игра воспитывает, обучает и развивает детей, говорили на конференции «Игровая культура современного детства»

01:58, 23 сентября 2021

О том, как игра воспитывает, обучает и развивает детей, говорили на конференции «Игровая культура современного детства»
3080

Научная сессия «Игровые технологии воспитания, обучения и развития детей», прошедшая в рамках III Международной научно-практической конференции «Игровая культура современного детства», носила практикоориентированный характер. Ключевым стал вопрос, как сделать игру полезной и нужной ребенку. Сессия прошла в гибридном формате.

Модератор сессии кандидат педагогических наук, доцент департамента психологии Института педагогики и психологии образования МГПУ Ольга Цаплина, поприветствовав участников, своим докладом открыла заседание. Ольга Викторовна заострила внимание в выступлении на особенностях развития интеллектуальных способностей дошкольников на примере авторских игр В.В. Воскобовича и В.А. Кайе.

«Авторская игра – это самобытная, оригинальная игра, созданная отдельным автором, в которой играющий воспроизводит правила, сюжет, содержание и игровые действия, разработанные данным автором», - так объяснила спикер предмет своего исследования. Большое внимание Ольга Викторовна уделила современным тенденциям в исследовании игр, среди которых важными являются большое количество научных работ на тему «сюжетно-ролевой игры», упор в исследованиях на виртуальные игры и другие.

Автор доклада рассказала подробно о проведенных исследованиях, касающихся влияния указанных игр для детей, прокомментировала их результаты, закончив выступление цитатой Альберта Эйнштейна: «Познание атома – детская игра по сравнению с загадками детской игры».

Алла Ганичева, кандидат педагогических наук, доцент департамента педагогики ИППО ГАОУ ВО МГПУ, выступила с докладом «Технологии организации игры на разных этапах ее развития в период раннего детства».

Как объяснила Алла Николаевна, проведенные в последнее десятилетие научные исследования убедительно доказывают возрастающую роль взрослого в становлении игры ребенка младенческого и раннего возраста.

«В процессе игровой деятельности, - напомнила спикер, - ребенок усваивает свойства, назначение предметов, приобщается к общественной функции предметного мира, усваивает опыт предшествующих поколений». В докладе были названы этапы развития игры в период раннего детства, проанализированы сюжеты игрового поведения, даны рекомендации педагогам при организации игры с детьми раннего возраста. Автор доклада отметила, что деятельность педагога направлена на обогащение реального жизненного опыта детей, который находит отражение в сюжетах детских игр, тем более что взрослый для детей до 3 лет остается инициатором игры, координатором и участником.

Тему «Аксиологический феномен народной игрушки» предложила для обсуждения коллег Ирина Позднякова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики Гжельского государственного университета, директор института социально-гуманитарного образования.

«Дети жадно впитывают прививаемые им моральные нормы, - объяснила главную мысль доклада Ирина Робертовна, - что при правильном воспитание формирует у них духовно-нравственные качества. Одним из эффективных факторов духовно-нравственного воспитания детей является народная игрушка. Она способствует формированию морально-устойчивой личности, развивает национальное самосознание ребенка и может стать тем средством обучения и воспитания, которое находит эмоциональный отклик в душе ребенка и при этом отвечает его потребностям, его интересам». Спикер рассказала об особенностях разных видов народной игрушки – дымковской, богородской, абашевской, каргопольской, мазыкской и многих других - и их роли в воспитательном процессе.

Феномен детской игровой субкультуры современного дошкольника рассмотрела в своем докладе кандидат педагогических наук, доцент департамента педагогики Института педагогики и психологии образования МГПУ, директор зеленоградского отделения-институт делового администрирования ГАОУ ВО МГПУ Светлана Литвинова. Светлана Николаевна познакомила коллег с результатами исследований, которые проводились на протяжении ряда лет, используя архивные воспоминания и включенные наблюдения в организации игры с детьми. «В какие игры играли дети разных поколений?» – таким вопросом задались исследователи, опросив с 2008 года 1250 человек в возрасте от 4 до 65 лет.

«Один из выводов, сделанный на основе проведенных исследований, – потребность в игре. Она существовала и существует у детей, не зависимо от того, в какой общественно-исторической формации жил ребенок. Даже если мы будем снижать игровую активность ребенка, что иногда происходит в системе дошкольного образования в связи с усилением эффекта обучения, все равно ребенок будет проявлять необходимую ему игровую активность, перенося ее, например, в цифровую среду», - обратила внимание коллег Светлана Литвинова.

Об особенностях игрового направления обучения рассказала в своем докладе Эльмира Ахметова, кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета общей и клинической психологии Московской международной академии.

«Игровые технологии обучения – определенная заданная ситуация, в которой за основу взят социальный опыт людей. Игра применима не только в дошкольном возрасте. Обучение посредством игры возможно как в младшей, так и в старшей школе. Младшим школьникам требуется больше развлекательного игрового элемента. А для детей постарше при организации обучения больший упор следует сделать на познавательный характер игры, на сферу, связанную с интеллектуальными играми», - сообщила в докладе Эльмира Магомедгаджиевна. Она рассказала про функцию учителя в процессе организации обучения через игру, так как она значительно меняется, а также об особой форме игры, которая стимулирует желание ребенка обучаться.

Справочно

Международная научно-практическая конференция «Игровая культура современного детства» призвана создать пространство для диалога российского и международного научного и экспертного сообщества исследователей детской игры и промышленности игр и игрушек. Ключевая тема мероприятия 2021 года — «Ребенок и игра в эпоху глобальных трансформаций». Конференция адресована исследователям, специалистам и экспертам в сфере культуры, психологии, педагогики, социологии, представителям органов власти, промышленным предприятиям, а также всем лицам, проявляющим интерес к рассматриваемым проблемам.

Конференция проводится при поддержке Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации, Минпромторга России и Минпросвещения России.

Среди организаторов конференции ведущие научно-исследовательские институты и вузы, Российская академия образования. Она адресована исследователям, специалистам и экспертам в сфере культуры, психологии, педагогики, социологии, представителям органов власти, промышленным предприятиям, а также всем лицам, проявляющим интерес к рассматриваемым проблемам.

На конференции будут представлены новые разработки, инновационные игры и игрушки, а также игровая образовательная среда, созданная при поддержке ведущих научных школ и подтвердившая свою эффективность в рамках апробации и тестирования в образовательном сообществе. Цель конференции — обосновать представление об игре и игрушке как об инструменте формирования человека. Показать психолого-педагогические практики применения игр и игрушек в учебно-воспитательном процессе, переосмыслить содержание основных проблем детской игры в контексте особенностей современной семьи.

Подробнее о мероприятии на сайте — https://toy-experts.ru.

Оставляйте комментарии, высказывайте свое мнение. Следите за новостями. Подписывайтесь на email-рассылку на еженедельный "Вестник индустрии детских товаров" и получайте самое важное о бизнесе в удобном формате! Делитесь своими новостями и размещайте рекламу на наших ресурсах.

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий: войти

Вы также можете войти через соцсети: