8 (499) 519-02-81
Москва, Ленинский пр., дом 9

Облегчить путь экспортеру

17:45, 26 февраля 2020

Облегчить путь экспортеру
7280

Негармонизированность российского и зарубежного подходов к системе оценки соответствия детских товаров остается камнем преткновения для выхода российских производителей на зарубежные рынки. Эксперты отмечают непонимание систем оценки, требований и методик, отсутствие оценки затрат на получение и сбор необходимой информации, затруднения в технических вопросах… В результате барьеры на пути экспорта воспринимаются многими участниками рынка как непреодолимые. 

Как сблизить методики испытаний российских и мировых лабораторий, обсудили экспортеры детских товаров, представители профильных министерств и ведомств, опорных лабораторий на собрании технической группы по оценке соответствия детских товаров для целей экспорта в рамках Технической комиссии Федеральной службы по аккредитации. 

В планах работы – исследовать требования рынков, правила оценки соответствия, методики на конкретных группах товаров в рамках национального проекта «Международная кооперация и экспорт».

Свое окно в Европу открыл российский бренд Choupette еще в 2016 году. Компания вышла на рынок США, создав монобрендовый магазин детской одежды в Лос-Анджелесе. Сейчас марка Choupette представлена в 8 странах – на Ближнем Востоке, Европе и Южной Америке.

«Когда объемы экспорта выросли, мы поняли, что не готовы к ним – в России и за рубежом совершенно разные системы сертификации детской одежды. На повестке дня – открытие монобрендового магазина в Париже, а Франция является наиболее жесткой страной по регулированию и контролю сертификации детского товара. Если испытание контрольной закупки не будет соответствовать внутренним регламентам, то предусмотрена уголовная ответственность как поставщика, так и производителя. Европейская система сертификации основывается на иных принципах: в России сертифицируется 1-й, 2-й, 3-й слои, а на Западе сертифицируются волокна и красители», – рассказала директор по развитию ТМ Choupette Анастасия Василькова.

У российского производства деревянных спортивно-игровых комплексов «Ранний старт» выход на европейский рынок прошел успешно. Получить сертификат в Европе оказалось менее затратно как по времени, так и по цене.

«Наших спорткомплексы вызывают устойчивый интерес в других странах. Сейчас у нас налажен экспорт в Германию, Норвегию, Польшу, Китай. Мы планируем открыть собственное представительство во Франции. Как ни странно, европейский сертификат нам было проще получить, чем российский, и на это ушло два месяца. Однако это особенность нашей товарной группы, потому что в России сложно было отнести спорткомплексы к конкретной категории – спортивно-игровые площадки или игрушки», – отметила Юлия Калинина, генеральный директор компании «Ранний старт».

Попытка компании «Бытпласт» выйти на европейский рынок с товарами санитарно-гигиенического назначения оказалась довольно трудной.  Предприятие столкнулось с большим количеством предъявляемых требований к продукции в Европе, которые никак не регламентируются в России: по размерам мелких деталей, по их отсоединяемости и т.п.

«Сейчас мы ориентируемся на европейские требования, но это влечет за собой изменение конструкций и большие инвестиции. Мы успешно прошли испытания посудой на химическую безопасность, несмотря на совершенно другие методы испытаний. Наши центры сертификации и испытательные лаборатории должны выдавать документы гармонизированные с европейскими, чтобы не было риска несоответствий», – отметила Надежда Тараканова, директор по качеству компании «Бытпласт».

В прошлом году был утвержден федеральный проект «Системные меры развития международной кооперации и экспорта» (в составе национального проекта «Международная кооперация и экспорт»). Его задача – облегчить путь экспортера к получению протоколов испытаний и выхода на зарубежный рынок. Так, компания могла бы обратиться в российскую лабораторию и получить протокол, если потребуется, с двойной аккредитацией – как для внутреннего рынка, так и для зарубежного. 

«В рамках работы технической комиссии под каждую лабораторию формируется отдельный индивидуальный план организации, с четким указанием перечня методик испытаний и конкретных показателей, которые нужно иметь данной лаборатории, с календарным планом по видам продукции на каждый год: какие виды продукции опорная лаборатория должна внедрить и иметь возможность испытывать для целей экспорта «под ключ» без дополнительных испытаний где-нибудь еще», – прокомментировал помощник руководителя Россаккредитации Аркадий Егоров.

Как считает Ольга Воронцова, начальник центра физико-химических и биологических испытаний «Ростест-Москва», главная проблема – отсутствие требований и незнание методик. «Наша совместная работа – понять, куда надо двигаться. На сегодняшний день наш испытательный центр аккредитован на 27 технических регламентов, включая все детские, – сообщила Ольга Воронцова. – Процент исследований продукции детской направленности очень высок. Однако наши гармонизированные стандарты и версии отстают от европейских. У нас есть доступ к оригинальным стандартам, их нужно актуализировать в России».

С отсутствием базы методик и требований столкнулись и региональные лаборатории. По словам представителя Красноярского центра стандартизации, метрологии и испытаний, лаборатория не может проводить полный комплекс исследований, которые необходимы по тому или иному техрегламенту, приходится либо отправлять продукт в другие лаборатории, либо вообще отказывать в испытании. Еще одна проблема – подобрать методику исследований для конкретного производителя.

«У нас есть большая токсикологическая лаборатория с классическими и альтернативными методами исследований, оснащенная химическая лаборатория с иностранным оборудованием. Но методик испытаний очень много, и лаборатории сложно выбрать конкретную методику для конкретного производителя. Соотнести вид продукции с определенными видами испытаний – одна из основных задач», – пояснила Екатерина Сисина, заведующим отделом гигиены детей и подростков Центра гигиены и эпидемиологии в Санкт-Петербурге.

«Государственное регулирование, обязательная сертификация, декларирование – все виды подтверждения безопасности продукции присутствуют в наших технических регламентах. Сегодня индустрия детских товаров с позиции оценки соответствия – это профессионально любопытный и сложный кейс. Многоотраслевая группа, объединяющая 15 отраслей, производит продукцию для детей. Демографическая обстановка в России требует выходить на зарубежные рынки. А гармонизация и знание норм международных требований сейчас наиболее актуальны. Наши испытательные базы с точки зрения качества и безопасности продукции должны войти в инфраструктуру развития промышленности и получить меры поддержки для модернизации оборудования и оснащения лабораторий. Наша задача – развитие и поддержание лабораторной базы промышленных предприятий», – отметила Антонина Цицулина, руководитель технической группы по оценке соответствия детских товаров в рамках Технической комиссии Федеральной службы по аккредитации, президент Ассоциации предприятий индустрии детских товаров.

Российские предприятия заинтересованы в создании на базе Росаккредитации площадки для информационной помощи органам сертификации и экспортерам, чтобы иметь возможность получить быстрый ответ на особо острый вопрос. Также предложено сформировать единую таблицу методик под каждую группу товаров и каждую страну.

Ангелина Евстафеева

АИДТ и Техническая группа по оценке соответствия детских товаров в рамках Технической комиссии Росаккредитации, в которую вошли представители ФАУ «Научный институт аккредитации», Минпромторга, Роспотребнадзора, Росстандарта, опорных лабораторий и предприятий-экспортеров, приглашает заинтересованных коллег принять участие в работе в качестве экспериментальной базы, для проведения сличительных испытаний, сбора требований в интересах гармонизации российского и зарубежного подходов к оценке соответствия детских товаров.



Следите за новостями. Подписывайтесь на email-рассылку на еженедельный "Вестник индустрии детских товаров" и получайте самое важное о бизнесе в удобном формате! Делитесь своими новостями, высказывайте свое мнение и размещайте рекламу на наших ресурсах.