8 (499) 519-02-81
Москва, Ленинский пр., дом 9

АИДТ и Метрологический образовательный кластер Росстандарта запустили проект по разработке учебного оборудования

17:34, 20 декабря 2022

АИДТ и Метрологический образовательный кластер Росстандарта запустили проект по разработке учебного оборудования
11640

АИДТ и Метрологический образовательный кластер Росстандарта объявили о запуске проекта, в рамках которого будет разработано новое учебное оборудование для учреждений образования. Такое решение было принято на выездном совещании АИДТ и Росстандарта, прошедшего на площадке ООО «Научные развлечения» в ОЭЗ «Технополис «Москва». Эта компания стала первым предприятием, приглашенным для разработки образовательных игр и нового учебного оборудования. В ближайшем будущем к проекту присоединятся и другие производители-участники АИДТ. В рамках выездного совещания было решено, что ООО «Научные развлечения» создаст и протестирует учебный набор «Юный метролог» для проектной деятельности детей в профильных классах.

Метрология для детей

Что такое метрология? Если спросить об этом случайных людей, то большинство их них предположат, что она как-то связана с прогнозом погоды. О том, что метрология — это наука об измерениях, необходимая во многих сферах жизни, знают единицы. Для того, чтобы исправить ситуацию, в 2022 году Росстандарт запустил проект «Метрологический образовательный кластер», который помогает школьникам получить востребованную профессию, а предприятиям — подготовленные кадры.

Эксперты формируют программы дополнительного образования для школ по направлениям «метрология», «стандартизация», «управление качеством» с привлечением ведущих технических вузов, научных и промышленных предприятий. Сейчас это пилотный проект, он реализуется в 11-ти регионах. С 2024 года Росстандарт планирует распространить его на всю территорию России.

«В рамках Метрологического образовательного кластера Росстандарта школьники знакомятся с наукой об измерениях и обеспечении их точности, такими важными понятиями как стандарты, обеспечение качества, происходит ранняя профориентация ребят на профессии метролога и инженера по стандартизации, — рассказал на заседании Руководитель Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Антон Шалаев. — Результаты впечатляющие. Дети уже в первом классе понимают, что такое метрология. Не каждый взрослый это знает. А ученики 10-11х классов — это достаточно подготовленные специалисты, которые разбираются в измерительных приборах, понимают, каким образом обеспечивается точность измерений».

А. Шалаев.jpg

Представители предприятий выделяют перспективных учеников, интересующихся метрологией, и направляют их на профильную учебу в вузы. Там студенты обучаются специальности метролога, которая позволяет в дальнейшем получить работу на производственных предприятиях.

«Школы заинтересованы в учебно-игровом оборудовании, посвященном метрологии. В рамках совместного проекта с компанией «Научные развлечения» мы видим интересную перспективу для взаимодействия и дальнейшего продвижения метрологии как науки среди молодежи», — добавил Антон Шалаев.


Президент АИДТ Антонина Цицулина подчеркнула, что проект Росстандарта напрямую связан с деятельностью Ассоциации.

«Профориентация детей и молодежи, приобщение их к профессиям, ориентированным на безопасность и качество – профессиональный драйвер для специалистов в индустрии для детства, — сказала глава Ассоциации. — С огромной благодарностью за приглашение и радостью мы присоединяемся к этому проекту совместно с нашими участниками-промышленными предприятиями учебного оборудования и средств обучения».


О науке — без скуки

Генеральный директор ООО «Научные Развлечения» Олег Поваляев отметил, что ему очень близка идея Метрологического кластера, ведь продукция его предприятия создается с целью увлечь детей наукой и помочь им с выбором специальности.

«Мы занимаемся не просто производством оборудования, для нас чрезвычайно важно создание информационных цепочек, которые помогли бы ребенку определиться с будущей профессией, — пояснил Олег Поваляев. — При этом детям должно быть интересно, как они говорят, «прикольно» заниматься наукой, они должны получать от этого удовольствие».

На сегодняшний день более миллиона детей в России пользуются наборами «Научные развлечения», которые помогают освоить азы физики, химии, робототехники, информатики, биологии, астрономии и других наук.

Предприниматель подчеркнул, что создание набора для юных метрологов —интересная и крайне важная задача.

«С метрологией я был знаком, наверное, с рождения: у меня мама работала в Центральной измерительной лаборатории электро-механического завода, — рассказал он. — Бракованные образцы она приносила мне, и я ими играл, как другие дети играют в кубики. Мне всегда было понятно, что предприятие, имея такую лабораторию, может обеспечивать высокое качество продукции, ее конкурентоспособность. Важно с детства прививать определенный образ мышления, показывать, что такое стандарты высокого уровня».


«Эталон пельменя»

А можно ли рассказать о метрологии так, чтобы ребенку стало интересно? Да, вполне. Алексей Игнаткович, помощник генерального директора ФГУП «ВНИИМ им. Д.И. Менделеева», руководитель проекта «Метрологический образовательный кластер Росстандарта», в своей презентации показал, как школьники с увлечением изучают науку об измерениях.

Так, первоклассники узнают о метрологии благодаря героям мультфильма «38 попугаев» и путешествию к Королеве Измерений, а старшеклассникам разобраться в непростой теме помогают герои «Звездных войн».   

«Знакомство ребят с метрологией — это дополнительное образование, занятия идут два часа в неделю. Благодаря этому нам не нужно утверждать программу и соблюдать строгие формальности, — пояснил Алексей Игнаткович. —Мы проводим экскурсии, олимпиады, конкурсы, КВНы, и даже показываем шоу. Уже есть школы, которые разрабатывают образовательные программы по метрологии».

А. Игнаткович.jpg

Один из ярких примеров, доказывающих эффективность программы — видеоролик, с котором выпускник метрологического класса создал «эталон пельменя», который «идеально заполняет полость рта». Видео появилось в интернете около полугода назад, и уже набрало миллион просмотров.

 Популярность метрологии

Представители кластера Росстандарта в регионах, которые присутствовали на заседании, отметили, что метрологи очень востребованы.

Татьяна Елина, руководитель службы по связям с общественностью ФБУ «Томский ЦСМ», координатор проекта «Метрологический образовательный кластер Росстандарта» в Томской области рассказала о планах создать головную метрологическую лабораторию на базе Цента планирования карьеры. Однако для этого нужно подготовить высококвалифицированные кадры.

«Академия стандартизации Росстандарта готова написать специальную программу для профподготовки таких педагогов, — проинформировала Татьяна Елина. — Обучение будет проходить как в очном формате, так и дистанционно. У нас стоит задача провести подготовку томских педагогов до мая, чтобы они получили сертификаты и с сентября уже влились в учебный процесс».

представители регионов.jpg

Ведущий специалист по связям с общественностью ФБУ «Саратовский ЦСМ им. Б.А. Дубовикова», координатор «Метрологический образовательный кластер Росстандарта» в саратовской области Людмила Осипова предложила саратовский Клуб детского творчества, который входит в кластер, в качестве площадки пилотного проекта по созданию детского метрологического клуба в регионе.

«Мы не жалуемся на отсутствие кадров, у нас есть педагог, но нам не хватает научного оборудования, которое бы «росло и развивалось» вместе с ребенком на протяжении нескольких лет обучения», — отметила она.

В Волгоградской области также ощутим кадровый голод на промышленных предприятиях, которые входят в кластер, по теплотехническим электро-радиотехническим специальностям, рассказала главный специалист по связям с общественностью ФБУ «Волгоградский ЦСМ», координатор проекта «Метрологический образовательный кластер Росстандарта» в Волгоградской области Полякова Алина Полякова.

«Мы приходим в школы со своим оборудованием, стараясь перевести принципы его работы на доступный детский язык», — поделилась специалист.

Наибольший отклик в общении с детьми при этом вызывает демонстрация обыкновенной детской линейки, которая есть в пенале у каждого школьника, но точек соприкосновения в профориентации с подрастающим поколением должно быть больше, уверена Полякова.

«Наши партнеры – промышленные предприятия, готовы на своих площадках предоставлять помещения и аудитории, которые можно переориентировать на те или иные направления для обучения детей», — резюмировала эксперт.



Здесь «производят» науку: экскурсия по предприятию "Научные развлечения"

Для того, чтобы наглядно показать, как создаются и тестируются наборы для детей, интересующихся наукой, генеральный директор компании Олег Поваляев провел участников по производственной площадке.

1.jpg«Научные развлечения» — это настоящий город под крышей.  Здесь есть улицы и переулки, а по ним ездят микроавтобусы! 

2.jpgНикогда не рано заниматься наукой. Гендиректор ООО «Научные развлечения» Олег Поваляев показывает главе Росстандарта Антону Шалаеву цифровую лабораторию для дошкольников. Эти наборы очень популярны в детских садах.

3.jpg
А с помощью такого набора можно создать десятки школьных проектов в области окружающего мира, физики и естествознания.

4.jpg
Сегодня более миллиона детей в России пользуются наборами «Научные развлечения». Здесь есть наборы для занятий физикой, химией, робототехникой, информатикой, биологией, астрономией и другими науками.

Оставляйте комментарии, высказывайте свое мнение. Следите за новостями. Подписывайтесь на email-рассылку на еженедельный «Вестник индустрии детских товаров» и получайте самое важное о бизнесе в удобном формате! Делитесь своими новостями и размещайте рекламу на наших ресурсах.