16:30, 27 сентября 2023
Дискуссии вокруг школьной формы становятся все более публичными, приобретают законодательный характер, подкрепляются стандартами. Однако в этом диалоге часто не слышен голос промышленности — обсуждение ее проблем, потребностей, производственных, кадровых и финансовых возможностей. Этим вопросам была посвящена первая пленарная сессия Национального съезда производителей школьной формы «Мы работаем для детей: новые решения для неизменных приоритетов качества жизни детей».
Открывая сессию, президент АИДТ Антонина Цицулина рассказала о ситуации в отрасли. Индустрия детских товаров на сегодняшний день — это 1, 08 трлн рублей, доля российских производителей здесь составляет 30%. Из них 23,6% приходится на рынок детской одежды и 10,5% — на рынок обуви. Средний объем рынка школьной формы — 70 млрд рублей, проинформировала спикер. Таким образом, это достаточно крупная часть отрасли, и ее проблемам и запросам следует уделить особое внимание.
Председатель Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей Нина Останина приветствовала участников съезда и заверила, что ее Комитет всегда окажет поддержку инициативам тех, кто работает в интересах детства.
Парламентарий рассказала участникам сессии о том, как проходит рассмотрение законопроекта, позволяющего расширить перечень ряда товаров для детей по льготной 10%-ной налоговой ставке НДС: «Обсуждение этого законопроекта вызвало, с одной стороны, консолидацию внутри депутатского сообщества, а с другой — горячие споры касательно содержания перечня. В итоге нам удалось вступить в конструктивный диалог. Было решено практически все предложения и поправки, внесенные производителями, внести в виде самостоятельного, отдельного законопроекта».
Останина выразила уверенность, что производителям детской одежды, и в том числе, школьной формы, нужны меры государственной поддержки — субсидии, льготы, пониженное налогообложение. Она пригласила участников съезда принять участие в ближайшем диалоге с профильным ведомством, посвященном расширенному списку товаров, который должен облагаться льготным НДС.
В конце выступления депутат поблагодарила АИДТ и Антонину Цицулину и за активную позицию и профессионализм в подходах к решению проблем.
«Болевые точки» отрасли озвучила Директор по развитию TM Choupette («Шупет») Анастасия Василькова. Она отметила, что в последнее время профильные ведомства более внимательно относятся к бизнесу, появляются действенные меры поддержки. Тем не менее, острые проблемы все же есть.
Первая из них связана с выдачей субсидий, в том числе, на сырье. Легкая промышленность — это «сезонная отрасль», и если субсидия приходит вне сезона, она не будет полезна производителю, он не сможет ею воспользоваться, сообщила Василькова. В этом году такая ситуация как раз произошла с производителями сырья. Спикер выразила желание, чтобы государство, формируя меры поддержки, учитывало специфику отрасли.
Второй актуальный вопрос связан с льготной ставкой НДС. Производителям школьной формы экономически невыгодно выпускать форму для подростков, отметила эксперт. Никаких льгот производители за это не получают, и поэтому не запускают советующие бизнес-процессы. При этом запрос рынка на такую одежду, безусловно, есть: рост многих подростков —180 см и выше.
Третья проблема — нехватка кадров. Средний возраст швей в Липецкой области составляет 60 лет, и если ситуация не изменится, то через пять лет детскую одежду в России шить будут иностранцы, подчеркнула предприниматель. Решить эту проблему помогает федеральный проект «Профессионалитет», однако необходимы и другие форматы.
Свой взгляд на проблемы отрасли озвучила и Ирина Липатова, генеральный директор ООО «ППО «Орбита». На ее взгляд, главная задача на сегодняшний день — это кооперация производителей школьной формы с предприятиями сырьевой продукции и торговыми центрами.
Второй по значимости проблемой спикер считает ужесточение требований к школьной форме и предполагаемое введение ГОСТа в 2023 году. Нехватка квалифицированных кадров на предприятиях, устаревшие технологии производства и недоступность субсидирования также замедляют развитие российских предприятий по производству школьной формы, уверена руководитель.
«Главной задачей производителей одежды для школ сегодня является работа на двух клиентов одновременно – ребенка и родителя, при этом необходимо учесть требования государства», - отметила Липатова.
Возможные пути выхода из сложившейся ситуации эксперт видит в партнерстве с производителями тканей, субсидировании цен, развитии технологий и поддержке инноваций.
Обеспечить производства квалицированными инструкторами, технологами, дизайнерами поможет сотрудничество с вузами и создание индустриального центра компетенций.
Ольга Ковалева, директор Института искусств РГУ им. А.Н. Косыгина, уверена, что ее институт в коллаборации с предприятиями способен решить проблему кадрового голода предприятий по производству школьной формы.
К примеру, на практику могут приходить студенты, которые позже будут работать на предприятиях уже дипломированными специалистами.
«Помимо всего прочего, мы можем быть полезными отрасли в качестве научно-исследовательской базы, поскольку у нас в институте есть лаборатории и 3D-мастерские. Государство ориентировано сегодня на масштабы производства, а времени на проведение экспериментов, к примеру, с новой тканью, в этом процессе просто нет», — отмечает Ольга Ковалева.
Помимо этого, студенты – представители молодого поколения, которое чувствует тенденции и ритм современной моды, и хорошо знают запросы школьников.
Все предложения бизнеса, которые прозвучали в ходе дискуссии, будут сформированы в качестве предложений и направлены в профильные ведомства.
Оставляйте комментарии, высказывайте свое мнение. Следите за новостями. Подписывайтесь на email-рассылку на еженедельный «Вестник индустрии детских товаров» и получайте самое важное о бизнесе в удобном формате! Делитесь своими новостями и размещайте рекламу на наших ресурсах. Подписывайтесь на наш Телеграм-канал