14:14, 28 августа 2019
Антонина Цицулина: Мы считали по минимальным ценам, но включая максимально широкий выбор. Например, если это – спортивная обувь, то к ней идет в комплекте мешок. И у нас получилось 10 тысяч на все минимум. В рамках здравого смысла, наверное, самое важное – это то, какой набор товаров сюда включать, а затем уже брать минимальные или средние цены по рынку.
С прошлого года подорожание есть, и оно заметно вне зависимости от того, как мерить цены. Средний чек вырос на 2-6%, а по отдельным товарам, например, на рубашки для мальчиков и блузки для девочек, он просто взлетел – процентов на 30%. В то же время упали цены (в сравнении с предыдущим годом) на обувь, портфели, ранцы, что немного компенсировало рост в предыдущей категории. Стандартный «низ» для школьника (брюки и юбки), а также канцелярия почти не поменялись в цене. В итоге многим родителям вполне удалось уложиться в обычную для их ребенка стоимость школьного набора. Больше всех повезло тем, у кого введена форма. Она обходится дешевле: стандартный дизайн, большие партии, простые материалы. Для еще большей экономии в некоторых школах родители практикуют оптовые закупки канцелярских принадлежностей. Тетради, ручки, карандаши берут сразу на весь класс, что, кстати, очень одобряют и учителя. Разноформенные и цветастые товары отвлекают детей, а стандартные – наоборот, дисциплинируют. Правда, есть мнение, что унификация вредит фантазии ребенка и лишает его индивидуальности. Председатель Московского городского родительского комитета Руслан Ткаченко с этим не согласен; он убежден, что форма одежды, тетради и прочее играют минимальную роль в становлении школьника.
Ткаченко: Ребенок себя хорошо ведет, если его так воспитали родители. Если он разгильдяй, то цвет тетрадок ничем тут не поможет. И наоборот, если родители его хорошо воспитали, то он при любой тетрадке будет себя хорошо вести. Мотивация в учебе быть должна, но она исходит от родителей. Не стоит обращать внимание на неважные вещи. Не важно, какая у ребенка тетрадка и где е купили.
По традиции дороже всего обходится сбор в школу первоклассников: им весь набор, в том числе рюкзак, приходится покупать с нуля. Второклашки и дети постарше в этом смысле – экономнее. Но лишь до подросткового возраста. Дальше уже существенно растут расходы на одежду, обувь, аксессуары и учебные пособия. Больше всех выкладываться приходится родителям девочек, при прочих равных их сборы – гораздо более затратные. Так, если провести эксперимент – в одной и той же семье взять детей примерно одного возраста, то на девочку будет потрачено в среднем раза в 1,5 больше, чем на мальчика. Впрочем, в течение года расходы на таких детей вполне могут сравняться. Девочки носят вещи аккуратнее, мальчики же их вообще не ценят, чаще рвут и, как следствие, требуют более капитальных обновок по одежде и обуви, продолжает Антонина Цицулина.
Антонина Цицулина: Девочкам обычно, уж не знаю почему, покупают больше предметов одежды. С другой стороны, мальчишки их догоняют в спортивном инвентаре и брюках, потому что их одежда не всегда выдерживает темп жизни в «режиме скалолаза». Поэтому здесь нет однозначного ответа, кто обходится дороже. Расходы на одних нивелируют экономией на чем-то другом. В общем, и те, и другие хороши.
Расходы на школьные сборы недавно стали темой государственного масштаба. Депутаты предлагали ввести ежегодные выплаты по аналогии с материнским капиталом – давать субсидию из бюджета семьям специально для покупок формы, рюкзаков, одежды и прочего. Но идею быстро отвергли, посчитав, что маткапитал уже можно использоваться для этих целей – необходимо только написать заявление в Пенсионный фонд, и часть его выдадут деньгами переводом на карту. Для тех, кто не подходит под критерии нуждаемости, есть «лайфхаки» по экономии от других родителей. Кроме совместных покупок (не только канцелярии, но и одежды), также годятся программы рассрочки (они бывают честные и не очень) и кредитные карты с льготным периодом. С их помощью можно растянуть большие расходы на пару-тройку месяцев и таким образом не влезать в реальные кредиты.Следите за новостями. Подписывайтесь на email-рассылку и получайте самое важное о бизнесе в удобном формате! Делитесь своими новостями, высказывайте свое мнение и размещайте рекламу на наших ресурсах.