8 (499) 519-02-81
Москва, Ленинский пр., дом 9

На конференции спикеры обсудили вопросы влияния игрушки на развитие ребенка

18:50, 22 сентября 2021

На конференции  спикеры обсудили вопросы влияния игрушки на развитие ребенка
7160
В онлайн-формате  III Международной научно-практической конференции «Игровая культура современного детства» спикеры обсудили вопросы влияния игрушки на развитие ребенка. Были затронуты наиболее значимые проблемы в этой области: значение образа игрушки для детской игры, влияние игрушек на познавательную активность, связь игрушек и игр с саморегуляцией детей и игровое пространство в детских садах.

Сессия началась с выступления Петра Крыжова, аспиранта кафедры возрастной психологии им. профессора Л.Ф. Обуховой факультета «Психология образования» МГППУ». В своем докладе «Сюжет и содержание игры детей с современными куклами-монстрами» спикер рассказал, что различные игрушки-монстры становятся все более популярными, но их развивающее значение для ребенка еще недостаточно изучено.

«О том, какое культурное содержание несут традиционные игрушки – пирамидка, плюшевый мишка, дядя Степа, система представлений давно разработана, но совсем не так обстоит дело с современными образными игрушками, – подчеркнул спикер. – Куклы-монстры привлекательны для детей тем, что это очень сильные и харизматичные персонажи, и играя с ними, дети чувствуют себя тоже сильными. Игрушки школы Монстров Monster High совмещают образ красивой куклы и какой-то нечисти, но когда ребенок рисует и переносит их образ на бумагу, мы видим красивых существ, без каких-либо инфернальных особенностей. По результатам исследований дети до 9 лет не принимают во внимание, что такое монстр. Для них это просто яркий, красивый персонаж. После 11 лет дети уже хорошо понимают различие между монстрами и людьми, их игры приобретают характер враждебного действия. Вывод: современные куклы-монстры – это смешанные персонажи, их образ состоит из несколько слоев, каждый слой может по- своему ориентировать игру».

Милда Бредиките (Milda Bredikyte), доцент кафедры дошкольного и начального образования, руководитель лаборатории исследования детской игры, старший научный сотрудник института образовательных исследований Университета Витаутаса Великого (Вильнюс, Литва) в ходе сессии познакомила коллег с докладом на тему «Значение предметной среды для Нарративной игры и Научения». 

«Мы помогаем педагогам внедрить в практику учение нарративной игры, – рассказала эксперт.– Среда нарративной игры очень гибкая, она связана с миром воображения и чудес, здесь используются неструктурированные материалы, которые выходят за рамки обычной игрушки. Дети сами изготавливают разные нужные для игры предметы. В основе нарративной игровой деятельности, как правило, лежит знакомое детям повествование –сказка. После внедрения такой игровой практики учителя замечают, что детское воображение и фантазия лучше раскрываются в нетрадиционной среде».

Совместный доклад на тему «Детский сад как пространство игры: апробация шкалы «Поддержка детской игры» представили сотрудники лаборатории развития ребенка Научно-исследовательского института урбанистики и глобального образования МГПУ: кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Татьяна Ле-ван; кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Игорь Шиян; младший научный сотрудник Анна Якшина. В рамках доклада спикеры рассказали об основных принципах устройства шкалы «Поддержки детской игры» – исследовательского инструмента оценки качества условий для развития игры в детском саду, в основе которого лежит культурно-историческое понимание игры:

«В понятие образовательной среды для развития дошкольников мы включаем не только игрушки и игровые материалы, но и взаимодействие между ребенком и взрослым. Шкала ПДИ содержит четыре уровня качества от неудовлетворительного до отличного и позволяет оценить условия, создаваемые в группе играющих детей. Основной акцент построения шкалы делается на роль взрослого в сопровождении детской игры. Ключевой является позиция педагога. Часто взрослые вообще никак не реагируют на то, что делают дети или играют не с детьми, а детьми, как куколками-марионетками. В то время как взрослый должен быть вовлечен в процесс как равный играющий партнер, который должен задаться вопросом: как устроено пространство и организовано время ребенка? какими событиями наполнена его жизнь? Ради развернутой детской игры педагог может изменить распорядок дня для того, чтобы освободить больше времени для игры и не прерывать её».

Выступления экспертов, прозвучавшие в рамках научной сессии, будут опубликованы в научном сборнике статей, который соберет самые интересные доклады спикеров конференции.

Напомним, что все научные сессии, а также пленарные дискуссии вы можете смотреть онлайн на официальном сайте конференции.

Справочно

Международная научно-практическая конференция «Игровая культура современного детства» призвана создать пространство для диалога российского и международного научного и экспертного сообщества исследователей детской игры и промышленности игр и игрушек. Ключевая тема мероприятия 2021 года — «Ребенок и игра в эпоху глобальных трансформаций». Конференция адресована исследователям, специалистам и экспертам в сфере культуры, психологии, педагогики, социологии, представителям органов власти, промышленным предприятиям, а также всем лицам, проявляющим интерес к рассматриваемым проблемам.

Конференция проводится при поддержке Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации, Минпромторга России и Минпросвещения России.

Среди организаторов конференции ведущие научно-исследовательские институты и вузы, Российская академия образования. Она адресована исследователям, специалистам и экспертам в сфере культуры, психологии, педагогики, социологии, представителям органов власти, промышленным предприятиям, а также всем лицам, проявляющим интерес к рассматриваемым проблемам.

На конференции будут представлены новые разработки, инновационные игры и игрушки, а также игровая образовательная среда, созданная при поддержке ведущих научных школ и подтвердившая свою эффективность в рамках апробации и тестирования в образовательном сообществе. Цель конференции — обосновать представление об игре и игрушке как об инструменте формирования человека. Показать психолого-педагогические практики применения игр и игрушек в учебно-воспитательном процессе, переосмыслить содержание основных проблем детской игры в контексте особенностей современной семьи.

Подробнее о мероприятии и регистрация для участия на сайте — https://toy-experts.ru.

Оставляйте комментарии, высказывайте свое мнение. Следите за новостями. Подписывайтесь на email-рассылку на еженедельный "Вестник индустрии детских товаров" и получайте самое важное о бизнесе в удобном формате! Делитесь своими новостями и размещайте рекламу на наших ресурсах.