Антонина Цицулина в программе "Бизнес-вектор" о рынке детских товаров
11:12, 26 декабря 2018
Сегодня в России живет 30 млн детей – рекорд за последние 15 лет. Пять миллионов малышей ещё не ходят в детский сад. Шесть миллионов - дошкольники. Еще 19 миллионов сидят за партой, или только что закончили школу. Кто зарабатывает на цветах жизни? Растет ли бизнес вместе с покупателями? И во что играют участники детского рынка России? Об это и не только рассказали участники программы «Бизнес-вектор» Торгово-промышленной палаты Российской Федерации. Одним из основных экспертов выступила Антонина Цицулина, президент АИДТ.
Рынок детских товаров России в городах свыше 100 тысяч жителей составляет 570 млрд рублей. Такие оценки дает Ассоциация индустрии детских товаров (АИДТ). Почти треть этих денег – это затраты на одежду, четверть – игрушки и игровое оборудование. Чуть меньше занимают товары для новорожденных. Десятая часть приходится на обувь, сообщает портал Newsnn со ссылкой на передачу.
«Наибольшая доля – это как раз товары для новорожденных, - говорит президент ТПП РФ Сергей Катырин. - Почему-то россияне больше всего доверяют российским производителям. И здесь у нас уверенные позиции: начиная с конвертов для новорожденного, предметов ухода за ним, питания и другое».
Ежегодно в России продают подгузники – товар №1 для малышей – на 60 млрд рублей. Почти 2% процента этого рынка принадлежат ГК «Коттон клаб». По словам вице-президента ГК Ильдара Гараева, через три года холдинг планирует увеличить свою долю до 5-10%.«В детские товары мы не закладываем вообще большой прибыли. Потому что рынок очень насыщенный. Очень много конкурентов: много компаний, которые производят детские товары, и это в основном зарубежные компании. Туда можно войти только с хорошим качеством и нормальной ценой. Если мы норму прибыли высокую закладываем, мы просто не сможем реализовывать этот товар», - говорит Гараев.
По словам президента АИДТ Антонины Цицулиной, девальвация рубля сильно подстегнула производство на территории России. В пересчете на евро, снижающемся потреблении и экономии семьи российские производители получили серьезную фору и за три года нарастили производство.
В Нижегородской области работает более 10 предприятий выпускают детскую одежду и обувь, в том числе школьную форму. Это предприятия малого и среднего предпринимательства. Об этом NewsNN сообщили в региональном минпроме.
По словам Катырина, самое главное, чтобы у детей была были качественные, безопасные и не очень дорогие одежда, питание, оборудование – все то, чем они пользуются.
Демография – основной фактор, влияющий на детский рынок. В России последние годы отмечается спад рождаемости. Это сразу ощутили производители товаров для новорожденных. Стали меньше покупать и игрушек.
«В игрушка цены снизились на 5-6%, и основной рост дали категории до 500 рублей, - говорит Цицулина. - Мы видим, что сейчас уменьшилось количество обуви: раньше родители могли на осень взять несколько пар, сейчас они берут меньше. То же самое по одежде».
Но сегменты базовых потребностей остались в плюсе. Выросли продажи детского питания (на 3%), средств по уходу (на 5%).
«Сейчас достаточно хорошую динамику показывают кремы для рук, средства для ухода за ногами, интимная косметика. Ну и, безусловно, гигиенические губные помады», - говорит руководитель сектора разработок и внедрения продукции парфюмерно-косметической фабрики «Аванта» Юлия Оришак.
Демографическая ситуация отразилась и на производстве детской мебели.
«Мы фиксируем падение рождаемости накопительным итогом процентов уже на 20 за полтора-два года. Это просто отнимает у нас 20% потребителей, которые не родились. Еще на 10% мы получаем снижение через снижение среднего чека. Также мы страдаем из-за роста продаж б/у товаров», - отмечает заместитель гендиректора «Воткинской промышленной компании» Никита Семенов.
Но несмотря на падение рождаемости и спрос на б/у товары, крупнейшая сеть детских товаров «Детский мир» за 9 месяцев 2019 года нарастила свою выручку в России и Казахстане на 15% по сравнению с аналогичным периодом 2017 года – до 76,6 млрд рублей. В Нижнем Новгороде в этом году сеть открыла свой девятый супермаркет, сообщили в пресс-службе ГК «Детский мир».
У крупных косметических или одежных производств детское направление – как правило, лишь часть бизнеса. Но большинство из 1200 компаний отрасли – это малые предприятия, выпускающие небольшой ассортимент продукции.