Петербургские издатели один за другим прекращают сотрудничество с интернет–магазином "Лабиринт": компания выдвинула поставщикам новые условия оплаты, причем в свою пользу.
В конце мая с интернет–магазином перестали работать петербургские "
Бумкнига", "
Издательство Ивана Лимбаха", 1 июня "Другое издательство" также заявило о том, что продукция компании больше не появится в "Лабиринте".
Как сообщают участники книжного рынка, компания "Лабиринт" предложила издателям перенести летние платежи на осень, причем с большим дисконтом. Некоторые предприниматели считают, что речь идет о преднамеренном разрыве отношений с небольшими издательствами.
Ныне там
Директор "Другого издательства" Максим Ластовенко рассказал "ДП", что интернет–магазин написал им о переносе платежей в связи с кризисной ситуацией из–за коронавируса. Однако компания, в отличие от остальных, с предложением согласилась. Как говорит Ластовенко, в 2020 году команда запланировала несколько потенциальных хитов продаж, и ей важно было сохранить рынок сбыта. "Но даже после нашего согласия нам просто отказали в дальнейшем сотрудничестве, уже без внятного объяснения причин", — рассказывает он. Ластовенко также подчеркивает, что работа с "Лабиринтом" всегда отличалась от сотрудничества с другими партнерами своей нестабильностью.
"Мы получили отчет за апрель и увидели, что наши продажи через интернет–магазин выросли втрое. При этом “Лабиринт” прислал письмо с новыми условиями работы — выплата платежей переносится на осень, плюс обязательная выплата годового бонуса магазину в размере 15%. Наше издательство от этого отказалось, в конце мая мы забрали все книги", — рассказывает директор "Бумкниги" Дмитрий Яковлев.
О "письме счастья" "ДП" рассказали и в "Издательстве Ивана Лимбаха". Как говорит его генеральный директор Александра Смирнова, "Лабиринт" предложил компании выбор: либо перенос платежей на осень, либо выплата средств вовремя, но с дисконтом аж в 30%. "Мы попытались вступить в диалог, предлагали дисконт в размере 10–15%, потому что с условием 30% мы бы работали ниже себестоимости. Также рассматривали возможность растянуть платежи, но “Лабиринт” дал довольно жесткий ответ на нашу попытку найти компромисс", — комментирует Смирнова. "Возможно, “Лабиринт” не зарабатывает достаточно на сотрудничестве с небольшими компаниями, и сейчас там решили минимизировать убытки. Однако они действуют в ущерб читателям, издателям и своему имиджу", — говорит она.
Игроки рынка считают, что потребитель выбирал "Лабиринт" благодаря широкому ассортименту. Но, если на площадке выбор будет меньше, чем у других продавцов, читатели могут уйти на другие маркетплейсы. "Мы видим довольно механический подход к бизнес–процессам, который предполагает строгий подсчет прибыли. В данном случае это, несомненно, проигрышный вариант. Когда интернет–гигант Amazon отказывается на неделю от поставки книг, так как это низкомаржинальный продукт, он, возможно, ничего не теряет. “Лабиринт”, будучи исключительно книжным магазином, не может позволить себе отказаться от продукции небольших издательств, даже если они в настоящий момент не приносят выгоду", — комментирует Александра Смирнова.
Онлайн идет по плану
Дмитрий Яковлев говорит, что продажи через "Лабиринт" составляли для "Бумкниги" чуть меньше 15% от годового оборота, — уже через 3–6 месяцев компания сможет перестроить систему распространения. "Однако нужно учитывать, что есть издательства, которые полностью зависят от “Лабиринта”", — добавляет он.
Сейчас "Бумкнига" делает упор на независимые региональные магазины, выстраивает каналы продвижения через сетевые точки. "Также мы развиваем свой интернет–магазин. И главное, уже запустили подписку на четыре новые книги", — рассказывает Дмитрий Яковлев.
Александра Смирнова также говорит о развитии онлайна. "Сейчас мы активизировали сотрудничество с сервисами по продаже электронных книг (“Литрес”, “Букмейт” и др.) и планируем развивать собственный интернет–магазин, продажи в котором за последние пару месяцев не уступают прибыли за весь прошлый год", — говорит Смирнова.
"Лабиринт" ни на устный, ни на письменный запрос "ДП" не ответил.
К большому брату
Пока книжный офлайн–ретейл терпит колоссальные убытки, онлайн показывает рост, а небольшие издательства во время ограничений из–за пандемии начинают подключаться к интернет–агрегаторам.
Как рассказали в пресс–службе "Яндекс.Маркета", с переходом на режим самоизоляции потребители стали чаще приобретать книги. Так, на маркетплейсе "Беру" с начала марта к концу апреля число заказов книг удвоилось.
В пресс–службе Wildberries "ДП" также сообщили, что в апреле рост продаж книг в штуках составил 457% год к году, а в мае эта динамика усилилась — 546% к аналогичному периоду 2019–го. В компании также отмечают, что Wildberries каждый месяц получает новые предложения о сотрудничестве от небольших издательств и индивидуальных предпринимателей. "Мы с удовольствием их ждем и готовы с ними работать, активно расширяя и дальше нашу сеть партнеров в этой отрасли. На сегодняшний день у нас прямые договоры с большинством поставщиков книжного рынка, с нами успешно сотрудничают более сотни различных издательств и книготорговых предприятий", — говорят в пресс–службе.
Источник
Следите за новостями. Подписывайтесь на email-рассылку на еженедельный "Вестник индустрии детских товаров" и получайте самое важное о бизнесе в удобном формате! Делитесь своими новостями, высказывайте свое мнение и размещайте рекламу на наших ресурсах.