8 (499) 519-02-81
Москва, Ленинский пр., дом 9

Роман Лукьянов: Необходимо блокировать сайты, торгующие контрафактом для детей

16:00, 26 ноября 2018

Сегодня незаконный оборот продукцией, по различным оценкам, в разных секторах экономики России составляет от 5 до 30%. Недобросовестные участники рынка зачастую осуществляют свою деятельность без соответствующей регистрации и без уплаты обязательных таможенных и налоговых платежей. Такая ситуация существенно тормозит развитие «белой» промышленности и возможности инвестировать, снижает конкурентоспособность честного бизнеса, влияет на безопасность жизни граждан. О доле контрафакта в сегменте игрушек и товаров для детей для портала ACGI.ru рассказал Роман Лукьянов, управляющий партнер компании Semenov&Pevzner, эксперт АИДТ.

- Каково влияние контрафакта на экономику отрасли детских товаров?

- Как показал опыт последних круглых столов и конференций – единых цифр нет, но какую бы статистику мы не использовали – контрафакта в отрасли детских товаров очень много. Усредненные показатели по рынку детских товаров – 45% контрафакта в сфере игрушек, 35% контрафакта в сфере детских товаров в целом. Есть более чувствительные к контрафакту сферы (обувь, одежда, канцелярские принадлежности и т.д.), есть менее. Так или иначе самая сложная проблема сегодня наблюдается именно в игрушках – тут контрафакта очень много.

Детский_контрафакт_Лукьянов_2.jpg

- Как контрафакт влияет на рынок в целом?

- На самом деле негативных факторов очень много, причем страдает как потребитель, так и правообладатель/производитель. Приведу несколько факторов: причинение физического и психического вреда здоровью ребенка, потери бюджета от неуплаты налогов и таможенных пошлин, финансовые потери правообладателей, как следствие – сокращение рабочих мест, в конечном счете – потери потребителя, ведь контрафактный товар низкого качества быстро ломается и портится. Так или иначе все эти негативные факторы испытывает на себе и индустрия детских товаров.

-  Контрафакт из-за рубежа: какие страны в тренде? И что скажете о производстве в Китае: это контрафакт или недобросовестное размещение заказов?

- Лидер среди стран производителей контрафакта, по крайней мере для индустрии детских товаров, конечно, Китай. Но надо четко понимать, что мы не вправе возлагать вину за контрафакт на российском рынке только на Китай. Первопричина – это сам российский рынок. Все китайские производства контрафакта мобильны и подстраиваются под спрос на нашем рынке, почти все заказы на производство товара, который попадает в РФ – это инициатива наших недобросовестных сограждан-предпринимателей, которые являются инициаторами производства контрафакта.

По некоторым товарным категориям (одежда, текстиль, мягкие игрушки) контрафакт производят в Узбекистане, а также в странах ЕАЭС.

Детский_контрафакт_Лукьянов_7.jpg

- Какие товарные категории сегмента "детсво" погрязли в контрафакте?

- Игрушки – больше других. Далее идет одежда, текстиль в целом, обувь, канцелярские товары и сувенирная продукция.

- Почему не работают инструменты защиты детских товаров от контрафакта?

- Нельзя сказать, что они не работают совсем. Работают, но недостаточно эффективно. Например, нам явно не хватает гражданско-правовых инструментов для эффективной борьбы с контрафактом (низкие компенсации, нет специального нормативного регулирования по блокировке сайтов, торгующих контрафактом, отсутствие ответственности администраций рынков и торговых центров, длительность судебной процедуры, нулевые компании и т.д.). Дает сбой и правоприменение по административным делам и уголовным делам. Так суды часто делают нарушителям предупреждение без взыскания штрафов, уголовных дел практически нет, хотя потенциальных составов на рынке много и т.д.

Детский_контрафакт_Лукьянов_6.jpg

- Какова статистика гражданских судов по защите детских брендов в 2018 году?

- На примере активно защищающихся детских брендов в 2018 году подано около 3500 гражданских исков (в основном к рознице, но есть и опт, и производители). При этом выявлено более 8000 фактов реализации/производства контрафактного товара на внутреннем рынке. Всего в судах по активно защищающимся брендам на данный момент порядка 7000 текущих гражданских дел.

Детский_контрафакт_Лукьянов_9.jpg

- Каковы основные проблемы борьбы с детским контрафактом? Есть ли у вас предложения по улучшению данной ситуации?

- Нужно повышать минимальный порог компенсаций за нарушение интеллектуальных прав для предпринимателей, которые торгуют/производят/импортируют контрафакт. Также необходимо ввести процедуру блокировки сайтов, торгующих контрафактными товарами по аналогии с той, что предусмотрена для медиа-контента (кино, музыка, книги, софт и т.д.).
Считаю, что надо что-то решать с ответственностью администраций рынков и торговых центров. Оптово-вещевые рынки – это место концентрации основного объема контрафакта в РФ. Была отличная идея ввести ответственность для администраций за действия, способствующие нарушению (пассивная реакция на претензии правообладателей). Эту идею надо реализовать в конкретную норму.

Детский_контрафакт_Лукьянов_11.jpg

*В материале использованы слайды из презентации "Обзор практики борьбы с контрафактом в сфере детских товаров" (Semenov&Pevzner)