09:00, 21 апреля 2025
На фоне стремительного развития цифровых инструментов и совершенствования контроля за оборотом детских товаров в России отечественные предприятия сталкиваются с новыми вызовами. Основные из них обсудили на выездном заседании рабочей группы Федеральной таможенной службы (ФТС России), которое прошло на полях Конгресса индустрии детских товаров.
На заседании был выработан план действий в части маркировки детских товаров, повышения эффективности администрирования ставки налога на добавленную стоимость в размере 10%, перемещения учебного оборудования через таможенную границу Евразийского экономического союза.
Маркировка с акцентом на приоритеты государства
ФТС России – соисполнитель «дорожной карты» по развитию индустрии детских товаров в части контроля исполнения требований по маркировке. Сегодня значительное число товарных групп отрасли уже охвачено обязательной цифровой идентификацией, 48% категорий детских товаров в России находятся на разных этапах ее внедрения, а с 1 сентября 2025 года стартует обязательная маркировка игр и игрушек. До 2030 года марки будут стоять на всех товарах для детей.
На состоявшемся обсуждении президент Ассоциации предприятий индустрии детских товаров Антонина Цицулина предложила уделить особое внимание товарам, входящим в национальные проекты и подпадающим под государственное финансирование – в первую очередь это детская одежда, обувь, товары для малышей первых лет жизни, а также учебное оборудование. Именно они становятся точками притяжения при развитии системы маркировки. «Мы видим, что маркировка — это не просто контроль, это инструмент аналитики и государственного планирования», – отметила спикер.
Особую обеспокоенность вызывает сегмент детских товаров с высокой долей импорта, таких, как игрушки. Здесь, по мнению представителей отрасли, нужно выстраивать особые подходы к контролю: «Всё чаще наблюдается демпинг и появление на маркетплейсах продукции сомнительного происхождения. Возникает вопрос: откуда такие скидки и за чей счёт прибыль?» Общая обязанность – обеспечить прозрачность и качество поставляемой продукции. Это особенно важно, когда речь идет о здоровье и безопасности детей.
Локализация или подделка? Новый виток борьбы за «российское происхождение»
Генеральный директор ООО «Некс-Т» Владимир Крикушенко поднял вопрос локализации детских товаров, особенно в контексте учебного оборудования и электронной продукции, заявляемой как российская, но фактически ввозимой в готовом виде из-за рубежа. «Мы наблюдаем псевдолокализацию. Завозятся готовые изделия, на упаковке которых красуется надпись «Сделано в России», при этом производственная база у таких организаций в нашей стране отсутствует», – констатировал он.
Компании, действительно вкладывающиеся в локальное производство, оказываются в заведомо проигрышной позиции. Объем инвестиций в НИОКР и высокотехнологичные линии по производству у добросовестных игроков исчисляются сотнями миллионов рублей в год, а в государственных закупках часто побеждают те, кто лишь декларирует «первый уровень локализации», не обладая соответствующими производственными мощностями, ни научной базой.
Проблему обостряет факт, что эти поставки проходят через таможню как компоненты, а не готовые изделия. Тем самым у надзорных органов нет формальных оснований для отказа. «Мы сталкиваемся с ситуацией, когда объемы ввезенной продукции не соответствуют отчетам по ее локализации. Это наносит прямой удар по тем, кто инвестирует в российское производство», – подчеркнул он.
Для решения вопроса заместитель начальника Главного управления «Центр мониторинга и оперативного контроля ФТС России» Валерий Парфенов предложил выстроить трехстороннее взаимодействие между ФТС России, Минпромторгом и АИДТ.
Налоговые стимулы и несовершенство законодательства
В рамках обсуждения был затронут вопрос применения пониженной ставки НДС (10%) к детским товарам. Сегодня проблема усугубляется отсутствием четкого определения, что считать «детским товаром» с точки зрения Налогового кодекса. «У нас получается парадокс: товар становится «детским» при сертификации, но «взрослым» при ввозе. А потом снова «детским» при попадании под маркировку», - отметила Антонина Цицулина. Рабочая группа подтвердила, что предложения о внесении изменений в Налоговый кодекс в части установления обязательного наличия документов о соответствии требованиям технического регулирования уже переданы в профильные министерства, ожидается их реализация.
По результатам выездного заседания АИДТ инициирует направление предложений в профильные министерства по пересмотру различных наименований в отношении одних и тех же товаров, изложенных в кодах ОКПД2 и ТН ВЭД ЕАЭС, которые мешают импортерам получить льготный НДС. С просьбой о посредничестве для наведения единообразия в этой части к АИДТ ранее обратились ее участники.
Оставляйте комментарии, высказывайте свое мнение. Следите за новостями. Подписывайтесь на email-рассылку на еженедельный «Вестник индустрии детских товаров» и получайте самое важное о бизнесе в удобном формате! Делитесь своими новостями и размещайте рекламу на наших ресурсах. Подписывайтесь на наш Телеграм-канал и страницу ВКонтакте