8 (499) 519-02-81
Москва, Ленинский пр., дом 9

Игрушка с культурным кодом

15:46, 28 ноября 2019

Игрушка с культурным кодом
11520

На запрос в поисковике «купить одноразовые пластиковые игрушки» маркетплейс отзывается сотнями предложений внятных и не очень бегемотиков, примитивных куколок и таких же супергероев. Или в магазине: сунул в руку ребенку дешевую пластиковую поделку – отделался от слезных просьб. Впрочем, и ребенок отделался от игрушки, не дойдя до дома.

Сегодня малыш выбросил случайную игрушку и заменил ее новой, завтра – бросил любимого мишку, послезавтра – друга… В детстве формируются привязанности, умение и желание быть верным и надежным. Чувство долга, наконец. В нашем одноразовом мире это непросто. Игрушка – не одноразовая скатерть, посуда и даже не зубная щетка, она – душа, с добрым лицом и мягким животом, в который можно уткнуться.

Да, сегодня подавляющая часть игрушек, даже в виде наших родных сказочных и мультяшных персонажей, произведена где-то на юго-востоке. «Наши национальные герои сделаны в Китае. Мы не заняли свою очевидную нишу», -- с горечью подтверждает доцент МГПУ Алла Ганичева.

Как вернуть игрушке национальный характер и воспитательную функцию? Как вернуть детям потребность и умение играть, а в игре – фантазировать, учиться, общаться, развивать эмоциональный интеллект? И как вообще вернуть физическую – не виртуальную! --игрушку в руки ребенка и помочь ему не расставаться с ней?

Иными словами, как заложить в игру и игрушку национальный культурный код -- об этом шла речь на заседании рабочей группы «Игрушки и игры» Экспертного совета при Уполномоченном при Президенте РФ по правам ребенка по развитию позитивного детского контента (26 ноября с.г., Москва, Общественная палата РФ).

Без права на игру?

Сужается игровое пространство и время на игру, а вместе с ними снижаются уровень развивающих возможностей игры и ее значение в жизни ребенка – с этим согласны большинство экспертов. Как считает руководитель Московского городского Центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек МГППУ Елена Смирнова, в современном мире нарушено право ребенка на игру. В детском саду ребята сидят за партой с трех лет – так проще и безопасней организовывать их время. Редкий родитель считает игру важной деятельностью и находит время и силы поиграть – сегодня в семье принято учить считать-писать и образовывать детей с младых ногтей, выстраивая плотный детский, но такой деловой график.

«Пространство для самостоятельной активности ребенка все меньше. Да и редкая игрушка сегодня подходит для игры!» -- предупреждает Елена Смирнова. Например, игрушки, которые сами поют песни, машут хвостиком, танцуют, блокируют интеллектуальную и двигательную активность детей.

Любопытная аналогия: по словам художественного руководителя Московского театра кукол Бориса Голдовского, лица театральных кукол обычно делают нейтральными, не харАктерными – иначе кукла не сможет играть. «Театральная кукла – посредник в мир фантазии, в будущее ребенка», – замечает Борис Голдовский. Вспомните любимую куклу Тяпу Сергея Владимировича Образцова: глазки-пуговки, рыжий чубчик и большой рот – а Тяпе уже девять десятков лет! Так и обычная, бытовая игрушка должна оставлять простор для фантазий, ситуаций, эмоций, которыми ее наделит сам ребенок.

«Дети сегодня играют в игрушки не более 30 минут в день, по данным исследований Comcon. Это непозволительно мало, -- убеждена модератор заседания рабочей группы Антонина Цицулина, президент Ассоциации предприятий индустрии детских товаров, Национальной ассоциации игрушечников России, член Координационного совета при Президенте РФ по реализации национальной стратегии действий в интересах детей. – Обратите внимание: в Германии обсуждается вопрос о включении детской игры в число объектов нематериальных культурных ценностей; в Китае в целях развития творческой активности планируют делать упор на развитие детей в игре и на обучение с помощью подручных природных материалов».

Мир изменился, с каждым годом меняется все быстрей. И гигантских мягких мишек, зайцев и крокодилов недостаточно, чтобы увлечь, занять и развить ребенка. Не они сегодня герои современных дошкольников.

А герои – кто?

Детские герои сегодня – продукт медийной сферы, мировой и отечественной мультипликации. Наши современные мультики, сериалы вроде «Маша и Медведь», «Смешарики» и «Фиксики» и полнометражные фильмы вроде «Белки и Стрелки» и «Трех богатырей» -- свидетельство очевидного успеха отечественной анимации.

Медиабренды правят миром детства, сознанием и продажами. Это хорошо понимают интернет-компании. Пример – недавняя сделка Яндекса и «Рики» с целью создания новых детских проектов для семейной аудитории: бренд «Смешарики» с десятилетней историей будет использоваться в сервисах и проектах Яндекса.

«Щуп» для игрушечников

По данным АИДТ, 43% игрушек, продающихся в России, приходит из мира медиа. По мнению эксперта рынка, генерального директора компании «Новые Технологии», вице-президента по ритейлу компании «Мегалайсенз»  Надежды Журиной, успехи российских компаний в производстве детского контента очевидны. Однако производство игрушек непосредственно на территории России в определяющих категориях товаров все еще проигрывает по розничной цене зарубежным конкурентам. Российским производителям трудно конкурировать за места  на полках магазинов, которые сегодня все больше становятся  инструментом продвижения брендов и товаров. 

«И в этом государство может помочь, поддержав создание демонстрационно-выставочного игрового пространства в одном из центральных торговых комплексов Москвы, в котором производители могли бы представлять свои продукты, тестировать, учить педагогов и воспитателей детских садов коллективным играм с использованием  продукции на основе российского контента», -- предлагает Надежда Журина.

«Потребности нынешних детей формируем не только и не столько мы, взрослые. Жизнь течет там, в медиа- и интернет-среде, -- убеждена Марина Ушакова, президент компании «Март», одного из лидеров оптового рынка игрушек в России, представляющей 25 мировых брендов. – Как сделать игрушку – не вопрос. Вопрос в том, как вывести ее на рынок, как вдохновить покупателя приобрести ее».

Чтобы уйти от заполонившего мир детства фэнтези, «Март» продвигает линейку игрушечных наборов со знаковым именем «Космос наш». «Мы представляем ребенку космос и как область исследований, и как область человеческой деятельности, стремясь показать, что не только в мире фэнтези, но и в реальности человек может стать героем. Ну и, конечно, хотим закрепить в сознании детей первенство нашей страны в космосе», -- объясняет глава компании «Март».

Настольные игры – актуальный тренд в детской индустрии. Использовать его для продвижения познавательных, образовательных, обучающих игр – шаг более чем разумный. К таким категориям игр относит свое «Путешествие по Московскому Кремлю» разработчик Любовь Тарайкевич: это изучение истории, архитектуры, исторических персонажей и -- семейное общение, наконец.

Марина Ушакова рассказывает, что приглашает в маркетинговую службу своей компании молодежь и прицельно ставит задачу определить критерии выбора игрушек. Благодаря опыту мам детей четырех—пяти лет выяснилось, что, во-первых, 80% игрушек дошкольники выбирают сами, во-вторых, 80% выбора они делают в Интернете. «Я бы предложила создать портал для детей и родителей, своего рода щуп для игрушечников. Есть и название -- Банк игрушечных проектов», -- говорит Марина Ушакова.

«Дети-блогеры рулят сегодняшним рынком. Фото блогера на коробке с игрушкой – драйвер продаж», -- добавляет красок в картину рынка Наталья Мельникова, операционный директор бизнес-направления «Игрушка» ГК «Гулливер». 

+             +             +

Сделать бренды российской анимации брендами отечественной индустрии детских игрушек, провести научные исследования архитипов современных героев, проработать возможность интеграции кукольной школы искусств в систему дошкольного образования, возродить национальные игрушки, формирующие общечеловеческие ценности, и исполнить их на мировом уровне, сформулировать в конференционном и других форматах критерии позитивного детского контента, включить тему детства в национальный проект «Наука» -- это неполный список предложений, которые рабочая группа «Игрушки и игры» готовится сделать Уполномоченному при Президенте РФ по правам ребенка в целях развития позитивного детского контента.

Наталия Кий


Следите за новостями. Подписывайтесь на email-рассылку еженедельного "Вестника индустрии детских товаров" и получайте самое важное о бизнесе в удобном формате! Делитесь своими новостями, высказывайте свое мнение и размещайте рекламу на наших ресурсах.