8 (499) 519-02-81
Москва, Ленинский пр., дом 9

Как снизить долю контрафакта детских товаров на российском рынке. Мнения экспертов

12:24, 3 апреля 2024

Как снизить долю контрафакта детских товаров на российском рынке. Мнения экспертов
4000

Центр стратегических разработок (ЦСР) исследовал рынок онлайн-продаж и выяснил, что доля контрафакта, реализуемого в онлайне, растет, однако составляет всего от 8 % до 13 %. Специалисты отмечают, что, скорее всего, ситуация серьезнее, и доля детской продукции, созданной с нарушением интеллектуальных прав, гораздо выше.

Для усиления борьбы с контрафактом ЦСР рекомендует обеспечить большее вовлечение правообладателей и упростить механизм взаимодействия между ними, онлайн-площадками и регуляторами.

Подобные меры недостаточны, считает президент АИДТ Антонина Цицулина. Основными каналами реализации контрафакта по-прежнему остаются вещевые рынки и торговые центры.

«Такое ощущение, что идет борьба с ветряными мельницами, — комментирует Антонина Цицулина. — Рассадники контрафакта известны всем. Это крупнейшие точки сбыта — открытые рынки, на которых действуют собственные правила и законы. Для того, чтобы бороться с ними, нужен контроль и конкурентные правила для всех каналов продаж — офлайн, онлайн, рыночной торговли. А у нас обсуждение проблем на всех площадках заканчивается очередным "исключением из правил" и кратным увеличением доли незаконного оборота продукции».

Это мнение разделяет Георгий Давидьян, исполнительный директор компании «Медиа-НН», которая ведет консультации по вопросам интеллектуальной собственности.

«Ключевой вопрос, касающийся нашей деятельности: как наладить эффективную работу по пресечению фактов реализации на внутреннем рынке ввезенной контрафактной продукции, — говорит Георгий Давидьян. — Мы сталкиваемся с тем, что сотрудники ФТС России не в праве инициировать выездную проверку без предоставления дополнительной информации, которую правообладатели объективно предоставить не могут».

Необходим поиск путей организации выездных проверочных мероприятий с выяснением необходимой дополнительной информации, считает эксперт, либо привлечение к проведению проверочных мероприятий представителей иных органов — МВД России, Прокуратуры РФ, Роспотребнадзора.

Совершенствованием механизмов противодействия распространению контрафакта, а также защитой интеллектуальной собственности занимается рабочая группа ФТС России и АИДТ.

Недавно Федеральная таможенная служба подготовила справку о результатах деятельности по направлению таможенного контроля после выпуска товаров в целях противодействия незаконному ввозу на территорию Российской Федерации и обороту на внутреннем рынке Российской Федерации детских товаров. При подготовке документа использовалась информация, предоставленная АИДТ.

В справке отмечается: в рамках проверочных мероприятий, проводимых таможенным органами с Ассоциацией, осуществляется активное взаимодействие по вопросам назначения экспертиз в целях решения вопросов о соответствии обнаруженных товаров обязательным требованиям в сфере безопасности детских товаров, а также выявления и фиксирования признаков их контрафактности.

В результате взаимодействия в 2023 г. выявлено в незаконно ввезенных и изъято из оборота более 13 тыс. детских игрушек (Китай) стоимостью более 26 млн. рублей.

Таможенными органами возбуждено 130 дел об административных правонарушениях и 3 уголовных дела.

В рамках работы мобильных групп при контроле ввоза детских товаров проверено 1 956 транспортных средств, перемещавших более 29 тыс. тонн товаров.

«В целях повышения эффективности принимаемых мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, используемые в индустрии детских товаров, важен качественный обмен информацией, содержащей документальные сведения о ввозе на таможенную территорию ЕАЭС детских товаров, с нарушениями прав на объекты интеллектуально собственности между представителями индустрии детских товаров и таможенными органами, а также иными заинтересованными ФОИВ», — отмечается в справке ФТС России.

Оставляйте комментарии, высказывайте свое мнение. Следите за новостями. Подписывайтесь на email-рассылку на еженедельный «Вестник индустрии детских товаров» и получайте самое важное о бизнесе в удобном формате! Делитесь своими новостями и размещайте рекламу на наших ресурсах. Подписывайтесь на наш  Телеграм-канал и страницу ВКонтакте