11:20, 19 сентября 2018
Российская анимация постепенно становится всё более значимой статьей российского экспорта. На днях стало известно, что Netflix купил права на показ в 190 странах двух российских анимационных сериалов «Ми-ми-мишки» и «Лео и Тиг». Среди сериалов уже можно назвать целый ряд известных брендов, которые уверенно перешагнули российские границы. Это и «Смешарики», и «Маша и Медведь», и «Фиксики», и многие другие. Подобных новостей становится все больше, однако нужно понимать, что мы находимся в самом начале пути.
Почему успешных сериалов больше, чем фильмов? Потому что еще недавно в этом сегменте было возможно выйти на окупаемость внутри страны. Сейчас, наверное, уже нельзя, так как рынок сильно сузился. Что до полнометражной трехмерной анимации, то окупить производственные затраты картины на родине в принципе нереально. Это понимают все игроки, и поэтому практически все сегодня развивают международное направление.
Еще вчера многие профессионалы на Западе даже не знали, что, оказывается, у нас делают анимацию. А сейчас третья часть «Снежной королевы» выходит во французский кинотеатральный прокат, это абсолютно уникальная история, так как первые два фильма там не появлялись. Более того, прокатчик гарантировал показ до того, как увидел готовый фильм. Аналогично сейчас он расчищает дату во французском прокате под четвертую «Снежную Королеву: Зазеркалье», которая еще находится в работе.
Самое главное, что необходимо российской анимации, — это время и стабильная постоянная работа. Нам уже начинают доверять, так как мы не подводим партнеров и не снижаем качества. Одной из самых привлекательных территорий для нашей анимации остается Китай. Это огромный рынок, который скоро обгонит по объемам ежегодной выручки американский. Например, «Снежная Королева 2: Перезаморозка» собрала $5,5 млн, что можно назвать хорошим результатом для любой независимой анимации. А этим летом третья часть франшизы побила рекорд сборов российских фильмов в Китае, который пять лет держал «Сталинград» — $12 млн. Фильм был в прокате восемь недель, не покидая топ-10.
На днях подписано соглашение о том, что компании КНР будут инвестировать в четвертую часть «Снежная королева: Зазеркалье». Ранее о копродукции с Китаем договорились создатели «Смешариков». Мы надеемся, что это только начало плодотворного сотрудничества между нашими странами.
Есть ли сейчас у российской анимации собственное лицо в глазах международного зрителя? Наверное, пока нет. В России нет какой-то одной доминирующей школы. Кроме «Союзмультфильма» работают множество независимых анимационных студий, которые возникали с нуля и сами по себе. Мы очень разные и делаем разную анимацию, каждый — с собственным почерком. Есть общая ментальность, которая не может не ощущаться, но чтобы возник международный бренд российской анимации, необходима системная стабильная работа, как со стороны частных компаний, так и со стороны государства.
И дело не только и не столько в прямых финансовых вливаниях, сколько в необходимости «дорожной карты». Анимация — дело долгое. В среднем один полный метр делается три года. Соответственно, если у анимации будет долгосрочная программа с горизонтом в пять-семь лет, мы могли бы более уверенно строить планы, создавать и развивать новые бренды, которые представляли бы Россию по всему миру.
Автор — генеральный продюсер компании Wizart.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.