10:35, 28 сентября 2020
Среди ваших знакомых, скорее всего, нет человека, который бы хоть раз в жизни не собирал LEGO. Конструктор относится к той редкой категории игрушек, которые не исчезают из жизни человека по мере его взросления. Рассказываем, в чем же феномен конструктора, почему LEGO остаются лидирующей компанией по производству игрушек и кто такие AFOL.
LEGO Group закрепили за собой статус одного из самых известных производителей игрушек в истории, а их конструкторы с равным удовольствием собирают как дети, так и взрослые. Основанная в 1932 году Оле Кристиансеном компания переходила от отца к сыну, и теперь ее возглавляет Кьельф Кристиансен, внук основателя.
Оле был плотником и запустил бизнес в своей родной деревне Биллунд в Дании, начав создавать простые деревянные игрушки. Лишь в 1946 году LEGO, чье название означает «хорошо играть», приобрели свою первую машину для литья пластмассы, а в 1949 году родились и кубики LEGO, которые мы все знаем и любим. За 74 года компания превратилась из крошечного семейного предприятия в глобального производителя одной из самых популярных игрушек в мире.
© Tim Graham
К 1960-м годам Европа стала свидетелем массового переселения из сельской местности в города, и игрушечные наборы начали отражать растущую урбанизацию: одним из первых наборов LEGO был план города, который помогал детям узнавать правила дорожного движения. В 1978 году конструкторы начали дополняться фигурками людей. Так, первым LEGO-человечком стал полицейский в черной форме и белой фуражке. Звучит невероятно, но к сегодняшнему дню дизайнеры компании создали около четырех миллионов персонажей.
В 2017 году LEGO выиграли титул самого влиятельного бренда в мире, обогнав Google, Nike, Disney и другие компании. Система ранжирования учитывала популярность, репутацию и лояльность потребителей. Почему же LEGO остаются таким популярными? Этот феномен неоднократно исследовался психологами, и они пришли к выводу, что влечение людей к игрушке объясняется тремя факторами. Во-первых, строительные блоки LEGO идеально подходят для развития логического и образного мышления, при этом начальный уровень физических навыков может быть довольно низким. Собирая воедино детали, дети учатся быть внимательными и терпеливыми.
Во-вторых, процесс сборки LEGO – отличная форма отдыха не только для детей, но и для взрослых. Люди концентрируются на строительстве, а не на негативных мыслях или текущих проблемах. Многие поклонники LEGO отмечали, что для них конструктор является более эффективным способом отвлечься от реальности, чем медитация или визит к психологу.
Сила LEGO кроется и в гендерном подходе. С момента создания первых пластиковых конструкторов в 1950-х годах каждый мог получать удовольствие от строительства того, что хотел. Кроме того, LEGO предлагают тематические наборы для разных демографических групп. Один из бестселлеров компании – конструкторы, посвященные «Звездным войнам», и, весьма предсказуемо, чаще всего их покупают взрослые, причем для себя. Одна из версий космического корабля «Тысячелетний сокол» стала главным хитом LEGO в 2017 году, и это при стоимости в $800.
© Richard Levine
Сегодня взрослые – одни из самых преданных поклонников компании. Возможность вернуть человека в детство, сыграв на чувстве ностальгии, – сильнейший маркетинговый инструмент. Среди прочего важным фактором, объясняющим огромную популярность бренда, является метод продвижения компании: LEGO все чаще производит игрушки в партнерстве с другими известными брендами. Среди их наборов есть такие популярные персонажи, как Гарри Поттер, супергерои комиксов Marvel и DC, Люк Скайуокер, персонажи сериалов «Сайнфелд», «Друзья» «Очень странные дела» и многих других.
Стоит отметить, что диверсификация – важная стратегия для LEGO. В 1998 году компания столкнулась с первым в своей истории дефицитом. К 2003 году чистые продажи упали на 26 %, а продажи игровых материалов – на 29 %, в результате чего убыток от прибыли до вычета налогов составил $211 млн. С тех пор LEGO начали выходить за привычные им рамки, создав несколько фильмов совместно с Warner Brothers, компьютерных игр, а также запустив канал на YouTube, который насчитывает 10 млн подписчиков.
Lego X adidas
В каждую коллекцию компания привнесла свои фирменные черты. Например, кроссовки adidas упакованы в коробку из блоков LEGO, а на вещах из коллаборации с Levi’s размещены специальные патчи для крепления деталей конструктора.
В мире LEGO людей вроде Савайи (или Бекхэма) принято называть AFOL – Adult Fan of LEGO (взрослый фанат LEGO). В онлайн-сообществе LEGO Ideas почти миллион взрослых людей, многие из которых сформировали полноценные сообщества, где рассказывают о своем увлечении и ищут единомышленников. Поскольку детали конструктора практически не изменились за полвека, они совместимы с современными наборами, а это значит, что возможности для сборки бесконечны. В сообществе есть даже своя терминология: например, аббревиатура HOF – Hand of God (рука бога) обозначает процесс, в котором каждый может почувствовать себя творцом, а «темные века» – это время, когда AFOL были вынуждены сосредоточиться на школе, семье и других занятиях, не связанных с LEGO.
Оставляйте комментарии, высказывайте свое мнение. Следите за новостями. Подписывайтесь на email-рассылку на еженедельный "Вестник индустрии детских товаров" и получайте самое важное о бизнесе в удобном формате! Делитесь своими новостями и размещайте рекламу на наших ресурсах.