8 (499) 519-02-81
Москва, Ленинский пр., дом 9

Настольный капитализм

13:52, 28 Января 2020

Самая известная настольная игра мира «Монополия» отмечает юбилей: старушке уже 85, а она все еще привлекает молодежь и не только. В чем секрет ее популярности, выяснял «Огонек». 

Пожалуй, ни с одной другой настольной игрой не связано столько легенд и анекдотов. «Монополия» вышла в свет в 1935 году и уже через год оказалась в центре скандала — ее запретили в нацистской Германии. А вот другая легенда, уже военных лет: для британских военнопленных выпускали особую версию игры, которую потом передавали в лагеря через «Красный крест». В этой версии был спрятан мини-компас, карта, а деньги были настоящими, словом, беги — не хочу.

Обычно популярность игр бывает скоротечной. Однако слава «Монополии» с течением времени только росла: достаточно вспомнить, что в начале 1970-х, когда в Атлантик-Сити собрались переименовывать улицы, упомянутые в «Монополии», фанаты игры… отстояли старые названия! Да что там: в 1990-х «Монополия» пришла даже на американское ТВ — в виде одноименного шоу.

Вот и сегодня популярность «Монополии» бьет рекорды: в нее сыграло уже около полумиллиарда человек по всему миру, а раз в несколько лет проводятся национальные и мировые чемпионаты! К примеру, победителем последнего мирового первенства, прошедшего в Макао в 2015 году, был некий Николо Фальконе из Италии, а до полуфинала добрался россиянин Александр Ковалев.

У «Монополии» вообще отчетливый русский привкус: сегодня существует «Монополия Нижний Новгород» и даже созданный по ее мотивам «Миллионер Нерюнгри», а сама игра пользуется у нас давней и устойчивой популярностью.

В чем причины этой любви? Эксперты называют сразу несколько, ну, например, идеальную «механику».

— В «Монополии» прекрасно сочетаются удача и стратегия,— поясняет в интервью CBS Эжен Провенцо, профессор Университета Майами (изучает историю игр).— Здесь есть определенный элемент удачи, нужно бросать кубик, и при этом — элемент мастерства. Это как покер.

Но дело, конечно, не только в механике — собственно, сама тематика игры не теряет актуальности: каждый в тайне хочет оказаться на месте акулы бизнеса и успешно банкротить конкурентов. Парадокс в другом: по мере того как взгляды на экономику менялись, менялась и сама игра.

Судите сами: на смену классической «Монополии» в 1970-х пришла игра «Антимонополия», где монополистам противостояли игроки-конкуренты. Выпускалась даже коммунистическая версия игры под названием «Очередь» — ее сделали в Польше уже в наше время. Наконец, недавно появилась «Монополия» для миллениалов: там больше не покупают недвижимость, ведь хипстерам она не по карману, зато копят впечатления. И, наконец, скандальная новинка — «Мисс Монополия», в ней женщины изначально получают больше денег, чем мужчины, за что игру уже окрестили феминистской. Чем не отражение духа времени?

— «Монополия» уже давно стала культурным феноменом, связанным с такими понятиями, как предпринимательство, конкуренция, банкротство,— считает Роман Абрамов, заместитель заведующего кафедрой анализа социальных институтов НИУ ВШЭ.— Однако парадокс этой игры в том, что у нее есть прообраз — игра «Землевладельцы», придуманная в начале XX века. Идея «Землевладельцев» заключалась в том, чтобы показать минусы монополизма. Но «выстрелила» именно «Монополия», где представлен хаотичный, конкурентный, жесткий капитализм, сильно зависящий от удачи, то есть такой, каким он и был в США в 1920-е. Значит, что-то важное в ней было угадано абсолютно точно. Это квинтэссенция капитализма в популяризированной форме.

Отметим: популярность «Монополии» не обошла и Советский Союз. Вообще-то еще в 1920-е у нас выпускали квазиэкономические настольные игры, они были посвящены организации народного хозяйства, электрификации.

Однако запретный плод, как известно, слаще: ходит легенда, что «Монополию» представляли на Американской национальной выставке в Сокольниках в 1959 году и несколько экземпляров кто-то умудрился стащить.

Ну а те, кому позволяла работа, просто привозили ее с Запада: первые образцы оригинальной «Монополии» стали проникать к нам в 1970–1980-е годы.

— О том, что в Советском Союзе играли в «Монополию», я знаю, что называется, из первых рук,— говорит Роман Абрамов.— Мои друзья приобрели дачу у потомков одного советского дипломата, работавшего в западных странах, так вот среди оставленных вещей обнаружилась «Монополия». Причем она была сильно потрепана, то есть, очевидно, в нее играли.

На рубеже 1990-х «Монополия», как и ее русские клоны, вроде «Менеджера» или «НЭПа», стала для советских людей «учебником» бизнеса. Как напоминает Абрамов, одни читали «Монтекристо», чтобы узнать про банки, кредиты и векселя, а другие «резались» в первые экономические настолки. Но «Монополия», конечно, победила конкурентов: успех был не только в тематике, но и в точном попадании в семейную аудиторию. В «Монополию» предлагалось играть в любом возрасте, и это подкупало, не случайно сегодня переработанные «Монополии» — популярный корпоративный сувенир.

Впрочем, у темы есть и еще один поворот: дело в том, что вся индустрия настольных игр сегодня переживает небывалый подъем. И мода на «Монополию» — лишь часть этой общемировой тенденции. Судите сами: по данным аналитической компании Euromonitor International, только за период с 2013 по 2016 год объем мировых продаж игр и пазлов вырос с 9,3 до 9,6 млрд долларов.

— Новые игры, появляющиеся каждый год, в основном направлены на миллениалов,— пишет аналитик Метью Худак из Euromonitor International.— Эти игры могут быть конкурентными или кооперативными и обычно предназначены для взрослых, которые ищут, чем заняться за выпивкой и во время общения с друзьями.

Самое любопытное, что не последнюю роль здесь играет дешевизна этой забавы — эксперты утоняют, что для миллениалов, которые обременены бесконечными долгами, это важно.

А еще мода на настольные игры — свидетельство поворота от цифрового мира к реальному.

— Мне кажется, цифровой мир настолько нас захватил, что многим хочется вернуться к чему-то аутентичному,— говорит Роман Абрамов из НИУ ВШЭ.— Отсюда и популярность настольных игр, появление антикафе и клубов, где в них играют. После цифровой атомизации новому поколению захотелось обрести пространство для коммуникации и совместного досуга. Это прорыв к реальности, к человеческим отношениям без посредников.

Впрочем, не стоит сбрасывать со счетов и особенности поколения миллениалов в целом.

— У этого поколения другие способы проведения свободного времени: социология показывает, что его представители меньше пьют алкоголь и не так склонны к вредным для здоровья практикам. Зато для них важна совместная активность, поиск этой новой идентичности идет в том числе с помощью коллективного досуга — настольных игр. Я знаю, что многие современные креативные компании используют настольные игры для борьбы со стрессом, для сплочения коллектива — это примета времени,— подытоживает Абрамов.

Источник


Следите за новостями. Подписывайтесь на email-рассылку на еженедельный "Вестник индустрии детских товаров" и получайте самое важное о бизнесе в удобном формате! Делитесь своими новостями, высказывайте свое мнение и размещайте рекламу на наших ресурсах.

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий: войти

Вы также можете войти через соцсети:  


Другие материалы рубрики

Новости отрасли

13 Декабря 2016

Фильм «Анимированная жизнь» может получить «Оскар»
6360
Фильм «Анимированная жизнь» может получить «Оскар»

На днях стало известно, что фильм «Анимированная жизнь» попал в число претендентов на премию «Оскар» в номинации «Документальное кино»....

Новости отрасли

5 Октября 2017

Apple продает плюшевого мишку с дополненной реальностью
6930
Apple продает плюшевого мишку с дополненной реальностью

Компания начала эксклюзивные продажи плюшевого медведя Parker...

Новости отрасли

11 Мая 2017

Субсидирование выставочных затрат для экспортеров
22210
Субсидирование выставочных затрат для экспортеров

Российский экспортный центр начал прием заявок на субсидирование международных выставок....

загрузка карты...