8 (499) 519-02-81
Москва, Ленинский пр., дом 9

Настольный капитализм

13:52, 28 января 2020

Самая известная настольная игра мира «Монополия» отмечает юбилей: старушке уже 85, а она все еще привлекает молодежь и не только. В чем секрет ее популярности, выяснял «Огонек». 

Пожалуй, ни с одной другой настольной игрой не связано столько легенд и анекдотов. «Монополия» вышла в свет в 1935 году и уже через год оказалась в центре скандала — ее запретили в нацистской Германии. А вот другая легенда, уже военных лет: для британских военнопленных выпускали особую версию игры, которую потом передавали в лагеря через «Красный крест». В этой версии был спрятан мини-компас, карта, а деньги были настоящими, словом, беги — не хочу.

Обычно популярность игр бывает скоротечной. Однако слава «Монополии» с течением времени только росла: достаточно вспомнить, что в начале 1970-х, когда в Атлантик-Сити собрались переименовывать улицы, упомянутые в «Монополии», фанаты игры… отстояли старые названия! Да что там: в 1990-х «Монополия» пришла даже на американское ТВ — в виде одноименного шоу.

Вот и сегодня популярность «Монополии» бьет рекорды: в нее сыграло уже около полумиллиарда человек по всему миру, а раз в несколько лет проводятся национальные и мировые чемпионаты! К примеру, победителем последнего мирового первенства, прошедшего в Макао в 2015 году, был некий Николо Фальконе из Италии, а до полуфинала добрался россиянин Александр Ковалев.

У «Монополии» вообще отчетливый русский привкус: сегодня существует «Монополия Нижний Новгород» и даже созданный по ее мотивам «Миллионер Нерюнгри», а сама игра пользуется у нас давней и устойчивой популярностью.

В чем причины этой любви? Эксперты называют сразу несколько, ну, например, идеальную «механику».

— В «Монополии» прекрасно сочетаются удача и стратегия,— поясняет в интервью CBS Эжен Провенцо, профессор Университета Майами (изучает историю игр).— Здесь есть определенный элемент удачи, нужно бросать кубик, и при этом — элемент мастерства. Это как покер.

Но дело, конечно, не только в механике — собственно, сама тематика игры не теряет актуальности: каждый в тайне хочет оказаться на месте акулы бизнеса и успешно банкротить конкурентов. Парадокс в другом: по мере того как взгляды на экономику менялись, менялась и сама игра.

Судите сами: на смену классической «Монополии» в 1970-х пришла игра «Антимонополия», где монополистам противостояли игроки-конкуренты. Выпускалась даже коммунистическая версия игры под названием «Очередь» — ее сделали в Польше уже в наше время. Наконец, недавно появилась «Монополия» для миллениалов: там больше не покупают недвижимость, ведь хипстерам она не по карману, зато копят впечатления. И, наконец, скандальная новинка — «Мисс Монополия», в ней женщины изначально получают больше денег, чем мужчины, за что игру уже окрестили феминистской. Чем не отражение духа времени?

— «Монополия» уже давно стала культурным феноменом, связанным с такими понятиями, как предпринимательство, конкуренция, банкротство,— считает Роман Абрамов, заместитель заведующего кафедрой анализа социальных институтов НИУ ВШЭ.— Однако парадокс этой игры в том, что у нее есть прообраз — игра «Землевладельцы», придуманная в начале XX века. Идея «Землевладельцев» заключалась в том, чтобы показать минусы монополизма. Но «выстрелила» именно «Монополия», где представлен хаотичный, конкурентный, жесткий капитализм, сильно зависящий от удачи, то есть такой, каким он и был в США в 1920-е. Значит, что-то важное в ней было угадано абсолютно точно. Это квинтэссенция капитализма в популяризированной форме.

Отметим: популярность «Монополии» не обошла и Советский Союз. Вообще-то еще в 1920-е у нас выпускали квазиэкономические настольные игры, они были посвящены организации народного хозяйства, электрификации.

Однако запретный плод, как известно, слаще: ходит легенда, что «Монополию» представляли на Американской национальной выставке в Сокольниках в 1959 году и несколько экземпляров кто-то умудрился стащить.

Ну а те, кому позволяла работа, просто привозили ее с Запада: первые образцы оригинальной «Монополии» стали проникать к нам в 1970–1980-е годы.

— О том, что в Советском Союзе играли в «Монополию», я знаю, что называется, из первых рук,— говорит Роман Абрамов.— Мои друзья приобрели дачу у потомков одного советского дипломата, работавшего в западных странах, так вот среди оставленных вещей обнаружилась «Монополия». Причем она была сильно потрепана, то есть, очевидно, в нее играли.

На рубеже 1990-х «Монополия», как и ее русские клоны, вроде «Менеджера» или «НЭПа», стала для советских людей «учебником» бизнеса. Как напоминает Абрамов, одни читали «Монтекристо», чтобы узнать про банки, кредиты и векселя, а другие «резались» в первые экономические настолки. Но «Монополия», конечно, победила конкурентов: успех был не только в тематике, но и в точном попадании в семейную аудиторию. В «Монополию» предлагалось играть в любом возрасте, и это подкупало, не случайно сегодня переработанные «Монополии» — популярный корпоративный сувенир.

Впрочем, у темы есть и еще один поворот: дело в том, что вся индустрия настольных игр сегодня переживает небывалый подъем. И мода на «Монополию» — лишь часть этой общемировой тенденции. Судите сами: по данным аналитической компании Euromonitor International, только за период с 2013 по 2016 год объем мировых продаж игр и пазлов вырос с 9,3 до 9,6 млрд долларов.

— Новые игры, появляющиеся каждый год, в основном направлены на миллениалов,— пишет аналитик Метью Худак из Euromonitor International.— Эти игры могут быть конкурентными или кооперативными и обычно предназначены для взрослых, которые ищут, чем заняться за выпивкой и во время общения с друзьями.

Самое любопытное, что не последнюю роль здесь играет дешевизна этой забавы — эксперты утоняют, что для миллениалов, которые обременены бесконечными долгами, это важно.

А еще мода на настольные игры — свидетельство поворота от цифрового мира к реальному.

— Мне кажется, цифровой мир настолько нас захватил, что многим хочется вернуться к чему-то аутентичному,— говорит Роман Абрамов из НИУ ВШЭ.— Отсюда и популярность настольных игр, появление антикафе и клубов, где в них играют. После цифровой атомизации новому поколению захотелось обрести пространство для коммуникации и совместного досуга. Это прорыв к реальности, к человеческим отношениям без посредников.

Впрочем, не стоит сбрасывать со счетов и особенности поколения миллениалов в целом.

— У этого поколения другие способы проведения свободного времени: социология показывает, что его представители меньше пьют алкоголь и не так склонны к вредным для здоровья практикам. Зато для них важна совместная активность, поиск этой новой идентичности идет в том числе с помощью коллективного досуга — настольных игр. Я знаю, что многие современные креативные компании используют настольные игры для борьбы со стрессом, для сплочения коллектива — это примета времени,— подытоживает Абрамов.

Источник


Следите за новостями. Подписывайтесь на email-рассылку на еженедельный "Вестник индустрии детских товаров" и получайте самое важное о бизнесе в удобном формате! Делитесь своими новостями, высказывайте свое мнение и размещайте рекламу на наших ресурсах.