8 (499) 519-02-81
Москва, Ленинский пр., дом 9

Не только голубой, не только розовый

17:12, 8 октября 2019

Толерантность в массы

Один из лидеров глобального рынка игрушек Mattel, пожалуй, может претендовать на звание самой толерантной компании мира. Куклами Barbie с характерными чертами представительниц разных рас, отличающихся от популярной золотовласой красотки, уже никого не удивишь. А недавно в линейке Barbie появились кукла в хиджабе. Она создана по образу американской саблистки, чемпионки мира, бронзовой призерки Олимпийских игр-2016 Ибтихадж Мухаммад, которая выступает на соревнованиях в традиционном мусульманском головном уборе.

Следующим шагом стала коллекция кукол с «нестандартными» параметрами: маленькая и хрупкая, атлетического телосложения, с пышными формами, а также кукла с протезом вместо ноги и кукла в инвалидном кресле.

И вот в продаже появилась новинка от Mattel – игрушка под брендом Creatable World – кукла без явных гендерных признаков. С помощью аксессуаров из нее при желании можно сделать девочку или мальчика. Предназначена игрушка для детей от 6 лет. По словам Кима Калмона, старшего вице-президента Mattel Fashion Doll Design, такие игрушки являются отражением мировой тенденции: «Сегодня мир стремится к инклюзивности, пришло время создать линию кукол без ярлыков».

Да, сегодня трансгендерность – новая тенденция западного общества. Даже звезды выходят в свет и выкладывают в Instagram фото в образе унисекс. Некоторые наиболее «продвинутые» родители без тени сомнения разрешают своим маленьким сыновьям носить девичьи наряды, а дочкам щеголять в подчеркнуто мальчишеской одежде. Термины «родитель №1» и «родитель №2» вместо «мама» и «папа» уже не режут слух многим жителям Европы. А ведь еще совсем недавно девочки грезили не только о кукле в розовом, но и о розовых нарядах для себя, мальчиков же наряжали в голубое и синее. А откуда вообще пошла мода на розовый цвет для девочек и голубой для мальчиков?

У вас мальчик или девочка?

До XX века одежда для младенцев не имела различий. До трех лет девочек и мальчиков одевали в платьица и делали одинаковые стрижки. Глядя на старинные портреты сложно определить, кто это кудрявое создание в длинном наряде – мальчик или девочка. Цвет одежды был белым. Конечно, не слишком практично для маленького ребенка, но такая одежда не линяла при стирке, ее можно было кипятить. И только после трех лет мальчика одевали в костюм с брюками, а девочку в платье.

Интересно, что советская традиция перевязывать конверты с младенцами голубой или розовой лентой ведет свое начало к указу Павла I. Император повелел всем мальчикам в императорской семье при рождении присваивать звание кавалера ордена Святого апостола Андрея Первозванного, а девочкам – орден Святой великомученицы Екатерины. Ордена были соответственно с голубой и розовой геральдическими лентами.

Мода на цветную одежду для детей появилась с распространением устойчивых красителей для тканей. В начале XX века были проведены исследования по детской психологии и возник интерес к «гендерному воспитанию с младенчества». Но единого мнения по поводу девичьего и мальчишеского цвета не существовало. Например, в Бельгии в то время розовый считался цветом для мальчиков, а в Швейцарии голубой был девичьим цветом.

Голубой или розовый?

Перемены произошли в 1926 году, когда популярный модный журнал Vogue рекомендовал мальчиков одевать в голубые наряды, потому что, по мнению издания, этот цвет «основательный и соответствующий сильному полу», а «изящный розовый» больше подходит для девочек. Но все же вплоть до середины прошлого века и розовый, и голубой считались детскими цветами. До появления УЗИ будущие родители вплоть до самого рождения не знали пол будущего ребенка, поэтому наряду с голубыми и розовыми покупали в качестве приданного нейтральную одежду – желтую, светло-зеленую, бежевую и конечно, белую. В эпоху подгузников и стиральных машин ухаживать за одеждой ребенка стало гораздо проще.

Мода на розовый девичий цвет активно стала развиваться в 50-х годах прошлого столетия, в детскую одежду она перекочевала из женской. И наряды куклы Barbie, которая появилась в 1959 году, следовали общей тенденции на розовое. Кстати, разные оттенки розового цвета: от «персикового крема» до почти красного «перца чили» – это модный тренд нынешней осени и зимы.

Игра с цветом

Наступление нового тысячелетия внесло коррективы в представления об одежде для мальчиков и девочек. Сегодня уже никого не удивишь розовыми мужскими рубашками, футболками и даже костюмами, как, впрочем, голубыми и синими женскими нарядами. Мужскую одежду в свой гардероб женщины забрали давно. Но в последние годы подиумы покоряют мужчины в юбках и платьях. Правда, в большей степени эти наряды не выходят за пределы подиума и сцены. Все чаще модные дизайнеры предлагают одежду унисекс.

Сегодня психологи сходятся во мнении, что, выбирая одежду для сына или дочки, лучше руководствоваться не гендерными стереотипами, а предпочтениями самого ребенка. Как показала практика, вкусы у девочки и мальчика меняются с возрастом. На смену розовой и голубой одежде приходит зеленая, фиолетовая, красная. Ближе к подростковому возрасту многие дети испытывают любовь к нейтральным цветам: черному, серому, бежевому, а также к неожиданным цветовым сочетаниям и принтам.

Современные дети имеют представление о модных тенденциях, но в то же время не хотят быть «как все». Они самовыражаются, в том числе, и с помощью одежды, аксессуаров. А производителям товаров для детей толерантность только на руку, сегодня одежда, игрушки, мебель представлены во всем разнообразии цветов и фасонов.

Вот и куклу можно выбрать и переодеть в зависимости от предпочтений, взглядов и настроения детей. А скорее, их родителей. Не стоит забывать, что для ребенка игра – это часть жизни. А уж мода это или маркетинг – каждый решает для себя.

По материалам

https://ria.ru/20191002/1559320447.html

https://ria.ru/20191006/1559399628.html