10:25, 10 апреля 2019
На рынке игрушек потребители начали переключаться на игрушки, выпущенные российскими производителями, а также на игрушки с российскими лицензиями.
Продажи товаров отечественного производства в 2018 году выросли на 22 %, достигнув доли в 20 % рынка. Для сравнения, импортные игрушки смогли прибавить лишь 4 % продаж. То же самое происходило с лицензиями по отечественным персонажам: рост продаж в 40 % позволил российским лицензиям увеличить долю рынка до 8 % по итогам 2018 г. При этом рынок игрушек в целом в 2018 г. вырос на 8 %.
“Детям нравятся игрушки с героями мультфильмов и фильмов, которые они постоянно смотрят по телевизору. В последние годы на детских каналах показывают много новых интересных отечественных мультфильмов, в результате игрушки с этими персонажами стали чаще встречаться на полках магазинов, постепенно тесня западные лицензии”, - объясняет эксперт рынка игрушек российского отделения NPD Ирина Седова. Продажи игрушек с кино-лицензиями глобальных студий сократились на российском рынке в 2018 году на 9%.
Впервые за несколько лет в рейтинге 10 самых популярных лицензий оказались две отечественные лицензии. Самой популярной российской лицензией стал “Сказочный патруль”, которому наконец-то удалось обогнать бессменного лидера “Машу и Медведь”. Самая продаваемая игрушка с русской лицензией – кукла Аленка из “Сказочного патруля”. Среди других популярных и быстрорастущих лицензий “Фиксики” (32 место в рейтинге), “Ми-ми-мишки”(49) и “Лунтик”(60).
Рейтинг продаж лицензионных игрушек (2015-2018)
|
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
1 |
Звездные войны |
Звездные войны |
Звездные войны |
Звездные войны |
2 |
Маша и Медведь |
Холодное сердце |
Холодное сердце |
Мир юрского периода |
3 |
Принцессы Дисней |
Принцессы Дисней |
Тачки |
Холодное сердце |
4 |
Тачки |
Свинка Пеппа |
Принцессы Дисней |
Принцессы Дисней |
5 |
Winx |
Маша и Медведь |
Бэтмен |
Тачки |
6 |
Черепашки Ниндзя |
Поли Робокар |
Свинка Пеппа |
Мстители |
7 |
Холодное сердце |
Черепашки Ниндзя |
Поли Робокар |
Черепашки Ниндзя |
8 |
Свинка Пеппа |
Тачки |
Маша и Медведь |
Мерседес |
9 |
Человек-паук |
Тролли |
Черепашки Ниндзя |
Сказочный патруль |
10 |
Мстители |
Angry Birds |
Человек Паук |
Маша и Медведь |
Успех российских игрушек во многом связан с доступной ценой. Игрушки, выпущенные российскими производителями, на 43 % дешевле импортных. Если средняя цена импортной игрушки в 2018 году составила 676 руб, то отечественной - 384 руб. “Потребители сейчас стараются экономить, и обращают куда больше внимание на цены и промоакции, сравнивая игрушки с похожим функционалом, - объясняет Ирина Седова. - К примеру, из двух похожих домиков для кукол покупатель выберет тот, что дешевле”. Причем, российские производители зачастую выпускают игрушки, похожие на импортные бестселлеры, предлагая их заметно дешевле.
Высокая доля у российских производителей в категориях “игры и пазлы” (32 %), “наборы для творчества” (31 %) и “спортивных и уличных игрушек” (33 %). В этих категориях есть много инновационных и оригинальных продуктов, в том числе популярные слаймы, жвачки для рук, тактильные и антистрессовые игрушки.
Рейтинг категорий с растущей долей игрушек российского производства, выручка 2018 г
Категория |
Доля российских игрушек |
Игрушки для малышей |
28% |
Спортивные и |
33% |
Транспорт |
25% |
Куклы |
14 % |
Российский рынок игрушек The NPD Group исследует с января 2014 года. Компания анализирует продажи игрушек онлайн и оффлайн крупных розничных сетей, на которые приходится около 65 % российского рынка игрушек. Данные агрегируются в единый массив и анализируются каждый месяц. Исследование охватывает все российские города с развитой розничной сетью.
The NPD Group предлагает аналитические и консалтинговые продукты более чем в 20 странах мира. Основные исследуемые рынки: товары для детей, питание вне дома, спортивная одежда и обувь, одежда, элитная косметика, мода и др. В России компания с 2012 года проводит регулярные исследования рынка спортивной одежды и обуви, а также индустрии питания вне дома
Генеральный директор NPD в России Мария Ванифатова.