8 (499) 519-02-81
Москва, Ленинский пр., дом 9

Эксперты: Не существует нормативно-правовой базы, которая регламентирует экспертизу игрушек

14:00, 24 января 2024

Эксперты: Не существует нормативно-правовой базы, которая регламентирует экспертизу игрушек
7290

В России могут начать проводить психолого-педагогическую экспертизу игрушек. Недавно соответствующий ГОСТ доготовили в Роскачестве. Впрочем, документ еще не утвержден, а его первая редакция озадачила экспертов и участников рынка. Президент АИДТ Антонина Цицулина, ознакомившись с предлагаемыми нововведениями, выразила сомнение в том, что они целесообразны.

«В требованиях, установленных сейчас Техническим регламентом, есть указание минимального возраста, в котором игрушка может использоваться ребенком. В этом плане некоторые требования, предлагаемые в новом стандарте, противоречат уже установленным правилам. Это ставит под сомнение его возможное принятие», — отметила эксперт в своем комментарии для программы «День» на РБК.

Есть еще один неясный момент: как разделить рынки, упомянутые в документе? В стандарт пытаются заложить требования, относимые к игорному бизнесу, к игрушкам «для взрослых», к сувенирной продукции, — то есть, той продукции, которая не предназначена для детей, подчеркнула Антонина Цицулина.

И, наконец, не всегда надо оценивать саму игрушку, очень важна детская игра, подытожила спикер. С одной и той же игрушкой дети могут взаимодействовать по-разному: к примеру, один ребенок будет при помощи игрушечного пистолета защищать, а другой — «стрелять» в кого-то.

Екатерина Клопотова, старший научный сотрудник Центра междисциплинарных исследований современного детства МГППУ, отметила другие «слабые места» предлагаемой инициативы.

«На сегодняшний день не существует нормативно-правовой базы, которая позволяла бы регулировать психолого-педагогическую экспертизу игрушек, — сказала специалист. —У нас в центре проводилась такая экспертиза, начиная с 90-х годов. В первую очередь она была рассчитана на производителей, чтобы дать им некоторые рекомендации. Однако на сегодняшний день мы столкнулись с тем, что экспертиза отдельных игрушек вызывает затруднение. Сейчас появляется много игрушек, которых не было раньше. В первую очередь это связано с развитием цифровых технологий, медиаконтента».

Эксперты МГППУ сделали вывод о том, что гораздо более эффективно проводить исследования на достаточно больших выборках, с доказательной базой. Такие исследования смогли бы показать, какое влияние новые игрушки оказывают на развитие детей, пояснила Екатерина Клопотова. Однако непонятно, как проводить подобную экспертизу, поскольку пока не выяснено, как именно эти игрушки влияют на ребенка.

Выдержка из документа:

Для классификации игр, игрушек и игровых сооружений применяют следующие виды критериев:

5.1.1 Игры, игрушки и игровые сооружения классифицируются как причиняющие вред здоровью и (или) развитию детей, в том случае если они или их компоненты (составные части):

а) побуждают детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству, либо жизни и (или) здоровью иных лиц, либо направленная на склонение или иное вовлечение детей в совершение таких действий;

б) способны вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, никотинсодержащую продукцию, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;

в) обосновывающие или оправдывающие допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, указанных в п. 5.1.3;

г) содержащая изображение или описание сексуального насилия;

д) отрицающие семейные ценности и формирующие неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;

е) пропагандирующая либо демонстрирующая нетрадиционные сексуальные отношения и (или) предпочтения;

ж) пропагандирующая педофилию;

з) способная вызвать у детей желание сменить пол;

и) оправдывающие противоправное поведение;

к) содержащие нецензурную брань;

л) содержащие информацию порнографического характера;

м) содержащие информацию о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), включая фамилии, имена, отчества, фото- и видеоизображения такого несовершеннолетнего, его родителей и иных законных представителей, дату рождения такого несовершеннолетнего, аудиозапись его голоса, место его жительства или место временного пребывания, место его учебы или работы, иную информацию, позволяющую прямо или косвенно установить личность такого несовершеннолетнего;

н) произведены иностранным агентом.