8 (499) 519-02-81
Москва, Ленинский пр., дом 9

Олимпийские игры в современном контексте: синергия науки, образования и промышленности

13:15, 2 сентября 2023

Олимпийские игры в современном контексте: синергия науки, образования и промышленности
7740

На практической сессии Учпрома «Среда развития талантов: учебное оборудование и олимпиадное движение» эксперты представили лучшие практики синергии науки, образования, промышленности и организаторов олимпиад.


Открывая мероприятие, модератор Алёна Харитонова, генеральный директор ООО «Академии Высоких Технологий» обозначила, что основная задача экспертов сформулировать ряд целей, которые стоят перед производителями учебного оборудования касательно поддержки, развития и стратегии обеспечения технологического суверенитета РФ.

Алексей Федосеев, президент Ассоциации участников технологических кружков, лидер проекта Национальной киберфизической платформы «Берлога» выступил с докладом о становлении практики Олимпиадного движения в нашей стране.

Он рассказал, что история технологического образования в России начинается с первых соревнований в инженерной тематике в области авиамоделирования в начале 20 го века. Для участников выезды на такие соревнования стали возможностью показать себя, оценить соперников и неизбежно прийти к прогрессу. Инженеры проходили цикл испытаний с единым для всех техническим заданием. В состязаниях побеждали те, кто проявил смекалку, фантазию и обошел других с помощью интеллекта. 

«Этот проект заложил в основу свой культурный код. Сегодня вовлечение большого количества молодых людей в индустриальную платформу с технической тематикой является крутым маркетинговым инструментом», - сообщил спикер.


Александр Новиков, начальник отдела организации и проведения олимпиады Центра НТО НИУ ВШЭ в своем докладе представил анализ практики применения учебного оборудования в разных этапах олимпиады в том числе образовательном.

НТО-Национальная технологическая Олимпиада, крупнейшая в России, которая проходит оп широкому спектру технологических направлений и начитывает более полумиллиона участников с 2015 года. В рамках Олимпиады есть ряд соревновательных треков для средней школы и старших школьников. Основной мотивацией для участия является дополнительное получение баллов к ЕГЭ и поступление в вуз без экзаменов, а также возможность найти единомышленников, познакомиться с реальными производственными задачами, повысить уровень своей компетенции в той или иной сфере. 

«Партнерами олимпиады являются крупнейшие технологические вузы страны и ведущие технологические компании. НТО имеет сегодня охват более 100 000 человек, что представляет возможность для компаний найти новые рынки сбыта», - отметил эксперт.


Алена Харитонова подчеркнула, производителям важно знать, что НТО является большим рынком для реализации учебного оборудования для использования в учебном процессе не только в соревновательных проектах, но и для основного школьного образования.


Алексей Хаулин, директор Педагогического технопарка «Кванториум» им И.В. Курчатова затронул вопрос использования учебного оборудования в школе. Он отметил, что оборудование, которое сейчас приходит в школы используются учителями не в полной мере на предметах физики, биологии, технологии. Максимально оно используется в профильных кружках. С 9 по 11 класс ребята могут не только применять технологические знания, но и развивать их научные аспекты на практике. При подготовке будущих профессионалов важно учесть, что учебное оборудование должно постоянно обновляться как в школах, так и в университетах, а также должна повышаться квалификация педагогов.

«Всероссийская Олимпиада школьников  – это самая большая олимпиада, которая состоит из трех туров – технический, практический и проектный.  Свой проект участник выполняет самостоятельно на школьном оборудовании. И мы часто видим проекты, которые связаны с модернизацией школьного оборудования – дополнения, усовершенствования», - рассказал директор «Кванториума».

Игорь Барсуков, заместитель директора Центра НТО НИУ ВШЭ в своем выступлении обратил внимание на тему кадровой стратегии для технологического суверенитета.  Спикер отметил, что для формирования инженерного мышления и притока молодежи в инженерию необходима смена парадигмы подготовки кадров от «подготовки специалиста по работе на оборудовании» на «подготовку инженера-разработчика оборудования; специалиста по производству, облуживанию и эксплуатации».

Среди приоритетных направлений проектов технологического суверенитета и структурной адаптации российской экономики он назвал авиационную промышленность, автомобилестроение, железнодорожное машиностроение, медицинскую промышленность, нефтегазовое машиностроение.


Следующий спикер рассказал о применение учебного оборудования от практиков Олимпиады. Под руководством Станислава Аретинского, замдиректора компании «Образование будущего» дети запускают настоящие спутники в стратосферу.

«Современные технологические отрасли становятся доступнее и проще, - поделился спикер.-  То, чем раньше занимались люди с учёными степенями сегодня доступно в массовом формате. Сейчас мы уже осуществили три массовых запуска космических спутников, к котором имели отношение школьники. Придя в сферу образования, мы прошли последовательные этапы с разными категориями оборудования и поняли, что, во-первых, необходимо подробные методические материалы, а во-вторых, пошаговая инструкция для преподавателей. И самое главное, мы пересмотрели материалы, из которых делаются наборы для сборки спутников. Поскольку детали для настоящего космического аппарата стоят миллионы рублей».

 

Компания «Академия Высоких Технологий» ведёт профиль Автономные транспортные системы Национальной технологической олимпиады. Участники создают беспилотные автомобили способные детектировать и распознавать пешеходов, светофоры, знаки и разметку. Такое учебное оборудование используется, в первую очередь, для того, чтобы ребята понимали разницу между задачами чисто цифровыми и инженерно-промышленными. 

Василий Белкин, технический директор АВТ считает, что «если мы выращиваем инженеров, а не просто программистов, то очень важно чтобы они учились на реальном комплексе, а не на симуляторах с цифровой вакуумной программой».

Суть Олимпиады – это соревнования, с помощью которых можно отобрать лучших из лучших и отправить их на стажировку к производителям. Но Олимпиада НТО - это, в первую очередь, образовательные мероприятия, которые несут более глобальную задачу -  заинтересовать ребят учебным оборудованием, интересными формулировками заданий, интересным внешним видом методического комплекса. В образовательном процессе учебное оборудование необходимо для наглядности и экспериментов.

Ребята начинают понимать, что даже если они учатся на программиста, то всё равно они пишут программы под реальные аппаратные комплексы и необходимо знать, как это будет действовать на практике.

«Беспилотный транспорт самый яркий пример современной инженерии. Участникам олимпиады соревнования дают некий скачок сложности, так как в финале им всё равно приходится вносить собственные доработки, что опять же ведёт прогрессу. Поэтому каждый год мы ставим новые задачи, чтобы олимпийцы могли брать новые высоты», - резюмировал эксперт.

Смотрите запись практической сессии «Среда развития талантов: учебное оборудование и олимпиадное движение». 


Партнеры Съезда:

Стратегический партнер: ГК Просвещение

Генеральный партнер: Мир пластика

Программный комитет Съезда: Академия Высоких ТехнологийВеснаДидактические системыНаучные развлеченияПросвещениеПрикладная РобототехникаРелеонЭкзамен-ТехнолабЭлти-Кудиц.

Информационные партнеры: ТАССВестник ИДТУчительская газетаВести образования

Партнер Делового клуба: Нижегородский Гофрокартонный Завод 

Оставляйте комментарии, высказывайте свое мнение. Следите за новостями. Подписывайтесь на email-рассылку на еженедельный «Вестник индустрии детских товаров» и получайте самое важное о бизнесе в удобном формате! Делитесь своими новостями и размещайте рекламу на наших ресурсах. Подписывайтесь на наш  Телеграм-канал