8 (499) 519-02-81
Москва, Ленинский пр., дом 9

Необходимость введения единых требований к учебному оборудованию подчеркнули участники Съезда «Учпром»

18:18, 30 августа 2023

Необходимость введения единых требований к учебному оборудованию подчеркнули участники Съезда «Учпром»
7140

Нехватка учебного оборудования и сложности с оформлением документов на его закупку для подготовки долгосрочного заказа к производителям, единые стандарты по оснащению школ и детских садов, соответствие запросам педагогов – эти и другие темы стали основными на пленарной дискуссии «Инфраструктура образования: назад в будущее или вперед в прошлое». Обсуждение прошло 30 августа во второй день работы Национального съезда производителей учебного оборудования.

Участники дискуссии были едины во мнении, что диагностика потребностей учебных организаций в оборудовании позволит спланировать долгосрочный заказ у производителей.

Президент АИДТ Антонина Цицулина напомнила, что вектор развития индустрии учебного оборудования обсуждается в преддверии начала нового учебного года, и это символично.

«Сегодня мы говорим об инфраструктуре. Для сессии мы поставили вопрос шире, чем государственные закупки, поскольку для оборудования есть особые критерии, по которым оно и переводится в разряд учебного, благодаря качественной апробации», — отметила глава Ассоциации.

Спикер напомнила, что в настоящее время АИДТ формирует региональные отделения с научно-экспертными советами, и предложила по итогам Съезда провести заседание, на котором будет сформулирован доклад в Правительство к 1 декабря. Документ будет содержать консолидированные предложения от производителей учебного оборудования.

уба.pngВ Российской академии образования целый ряд экспертов полностью погружен в соответствующую проблематику, поскольку вопрос — все ли есть у школ и детских садов для качественного образования — актуален для повестки РАО, рассказала руководитель Центра экспертизы образования РАО Екатерина Уба.

Эксперт уверена, что новые подходы к разработке учебного оборудования, а также его поставкам в школы и детские сады позволят учителям более эффективно преподавать дисциплины, а ученики, в свою очередь, смогут получить более глубокие знания.

Около полугода назад на базе РАО была создана Лаборатория современных методов обучения — ее основной задачей является анализ ситуации в российских школах по оснащению учебным оборудованием. При этом школы должны не только получить новейшую продукцию, но и инструкции, как с ней работать, то есть методическое сопровождение, подытожила эксперт.

бокова.pngО необходимости составить перечень необходимых мероприятий и изменений в нормативное регулирование, говорила проректор по общим вопросам ГБОУ ВО Московской области «Академия социального управления» Людмила Бокова. Спикер уверена, что эти меры помогут снять многие барьеры, с которыми сегодня сталкиваются российские производители.

«Если мы хотим, чтобы наше образование было качественным и соответствовало мировым стандартам, то наши учебные организации должны быть снабжены современным учебным оборудованием, которое должно решать вопросы не только с получением знаний, но и участвовать в процессе воспитания и образования», — отметила Бокова.

В фокусе внимания производителей и педагогов должны находиться и новые стандарты по оснащению учебных организаций, которые задают тон и перспективу развития образования.

При этом, как предостерегает эксперт, все оборудование, которое производят наши производители, может остаться невостребованным, поскольку его не видят закупщики: в России действует приказ № 804, который утверждает перечень средств обучения. Список документа не соответствует каталогу услуг и товаров.

Сегодня все закупщики должны ориентироваться именно на каталог. Если он не актуализирован, то возникают разночтения, отметила Бокова. Она уверена, что все предложения необходимо направить в Минпромторг.

Практическим проблемам, с которыми сталкиваются педагоги и производители, было посвящено сразу несколько выступлений.

круглова.pngДоктор педагогических наук, учредитель Бизнес - школы «Столица» Лариса Круглова отметила трудности, касающиеся организации современной учебной среды.

Среди основных неудобств для педагогов спикер назвала отсутствие мобильности в передвижении столов, громоздкую мебель, которая не позволяет делать вариативные локации, нехватку многофункциональных стеллажей.

Эксперт подчеркнула, что развивающая среда в последние годы стала гораздо лучше, пример тому — обилие магнитных досок, которыми оснащают детские сады. Однако, по ее мнению, набор деталей для таких досок весьма ограничен: «Пока все однотипное —  дом, облака, солнце, радуга, животные, растения. А надо стрелки, геометрические фигуры, абстрактные линии, символы. Представленный ассортимент требует усовершенствования».

В детских садах сейчас много ненужного материала, который буквально навязывается руководителям: уголки для ИЗО, физкультуры или музыки (которые часто не используются), обилие пластиковых машин, неваляшек и пирамид. Вместо этого нужно больше заместителей, развивающих абстрактное мышление у ребенка, таких как корзины, палочки разной длинны и ширины, деревяшки и брусочки, считает спикер.

Кроме того, Лариса Круглова выразила уверенность, что в дошкольном образовании будет востребован набор для педагогов «Развивающая среда» с вспомогательными материалами для уроков.

доротюк.pngО проблемах промышленников при оснащении детских садов рассказала генеральный директор фабрики игрушек «Весна» Ольга Доротюк. Производители с нетерпением ждут формирования единых требований к учебному оборудованию, подчеркнула она.

«Сейчас мы находимся в состоянии раздвоенности, — пояснила спикер. — Как нам сбалансировать свой ассортимент, чтобы система образования находила в нем педагогическую целесообразность, а наши покупатели испытывали потребительский интерес? Не каждому производству под силу нанять сотрудника, который сможет придать продукту методологическую ценность. Мы привлекаем специалистов, которые проводят нам соответствующую оценку. Однако тут возникает вопрос. Для рынка образования у нас один ассортимент, для магазинов — другой, сможет ли мы выдерживать этот баланс? Сколько нам произвести того ассортимента, который будет востребован системой образования?»

Бизнес хочет иметь возможность организовать массовое производство учебного оборудования, подытожила Ольга Доротюк. Единые стандарты, которые сейчас принимаются в этой сфере, дадут возможность производителям строить понятную и на долгие годы планируемую ассортиментную политику для соответствующего сегмента рынка.    

Главный редактор издательства «Просвещение-Союз» Ирина Нагаева согласилась с этим мнением и рассказала о современных формах реализации образовательной программы: «Бесспорно, мы понимаем, что реализация этой программы невозможна без сцепки с производителями учебного оборудования — как для детского сада, так и для школы. В связи с этим мы хотим внести в резолюцию Съезда «Учпрома» предложение: включить отдельным пунктом методические рекомендации для дошкольного возраста в апробацию для некоторых регионов, чтобы мы увидели, как они реализуются, приняли к сведению эту обратную свиязь при подготовке уже не рекомендаций, а директив».

Партнеры Съезда:

Стратегический партнер: ГК Просвещение

Генеральный партнер: Мир пластика

Программный комитет Съезда: Академия Высоких ТехнологийВеснаДидактические системыНаучные развлеченияПросвещениеПрикладная РобототехникаРелеонЭкзамен-ТехнолабЭлти-Кудиц.

Информационные партнеры: ТАССВестник ИДТУчительская газетаВести образования

Партнер Делового клуба: Нижегородский Гофрокартонный Завод 

Оставляйте комментарии, высказывайте свое мнение. Следите за новостями. Подписывайтесь на email-рассылку на еженедельный «Вестник индустрии детских товаров» и получайте самое важное о бизнесе в удобном формате! Делитесь своими новостями и размещайте рекламу на наших ресурсах. Подписывайтесь на наш  Телеграм-канал